Статьи        17 июня 2011        926         Комментариев нет

О музыкальном слухе

 Многие считают, что если медведь на ухо наступил, то это надолго – как минимум до конца жизни. Имеется в виду отсутствие музыкального слуха, о котором так много говорится.

Что же такое музыкальный слух? Каждый человек может определить динамику звука,
то есть сказать громкий или тихий звук он слышит. Кроме того обычный слух прекрасно распознает эмоциональную окраску звука. Рассмотрим это на примере обычной речи. Любой человек слышит, с какой интонацией к нему обращается собеседник: вопросительно, тревожно, грубо, весело, радостно, печально и т.д. В данном случае слухом распознается интонация. Практически любой из нас может оценить голос собеседника: тонкий ли это голос или грубый, звонкий или глухой, приятный или неприятный.

2015-03-28_000520Но вот более тонкие свойства звука, использующие в музыке, зачастую могут быть услышаны и проанализированы не каждым. А уж если говорить о всевозможных музыкальных сочетаниях звуков, таких как полифония, аккордовые разрешения, сложные мелодические обороты, то слышать и анализировать все это может лишь человек с ярко выраженным музыкальным слухом.

Тестирование на наличие у вас музыкального слуха – процедура не сложная. Она заключается в проверке способности определять высоту звука по шкале звуковысотности. Эта шкала была изобретена много лет назад Гвидо Аретинским и получила название темперированного строя. По сути, это не что иное, как клавиатура фортепиано.

Как же организуется музыкально – слуховое тестирование? Испытуемому предлагается узнать звуки, проигранные на фортепиано или каком – либо другом инструменте кем – то другим. Это могут быть отдельные ноты, интервалы, аккорды. Человек, обладающий абсолютным музыкальным слухом, может без предварительной настройки узнать и воспроизвести любой звук.

Относительный музыкальный слух — способность определять (узнавать) звуки, сравнивая их звучание с другими, определять их соотношения. Чтобы точно определить какую – то ноту, человеку нужно послушать какую-либо другую, расположенную неподалеку. Таких людей большинство.

Не надо расстраиваться, если вы не можете сказать, показать какая нота, интервал или аккорд были воспроизведены на инструменте. Музыкальный слух довольно хорошо поддается тренировке и то, что вы не смогли сделать сегодня, после выполнения тренировочных музыкально-слуховых упражнений, окажется задачей посильной в ближайшем будущем. Но, как и во всякой тренировке здесь требуется приложение определенных усилий. Если вы серьезно настроены на улучшение своего музыкального слуха, то без труда найдете массу методик, упражнений, тренажеров для самостоятельных занятий.

Современное понятие «музыкальный слух» предполагает не только слуховое узнавание высоты звуков. Оно приобрело сегодня прикладное значение. О нем говорят теперь в соотношении с определенным видом музыкальной деятельности человека: вокальный, хоровой, скрипичный. Если же рассматривать конкретную форму деятельности музыканта, то различают исполнительский слух, композиторский и слух слушателя.

Учитывается в данном случае и степень активности слуха. Здесь имеются следующие категории: пассивный, включающий в себя умение и культуру слушания и активный – предполагающий навык точного воспроизведения услышанного. Классификационный перечень был бы не полным, если бы не добавили сюда мелодический, гармонический и динамический слух.

Вокальный слух певца – это очень сложный и тонкий набор всевозможных ощущений, которые позволяют анализировать нюансы певческого звука и направлять его в единственно верное русло. Такой слух развивается у певцов постепенно в результате кропотливой работы над вокальными навыками.

Обычный слух, а в еще большей мере музыкальный, глубоко индивидуальны и зависят от многих физиологических и психических свойств организма. Слуховые ощущения весьма переменчивы. На них влияет настроение, состояние здоровья, погода, акустика концертного зала и т.д.

Музыкальный слух пластичен и изменяется под воздействием специальных тренировочных упражнений. Особенно хорошо это заметно при занятиях вокально-хоровой работой с детьми. Буквально через месяц регулярных занятий с включением упражнений на развитие музыкального слуха дети начинают слышать и узнавать звуки и их сочетания, которые не могли узнавать и определять на первых занятиях.

Тестирование взрослых на изменение музыкального слуха под воздействием целенаправленных тренировок дает аналогичные результаты.

Так что, уважаемые коллеги, миф о медведе, наступившем Вам на ухо, давно развеян.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта