Цель: формировать у учащихся представление о симфоническом оркестре и его музыкальных инструментах; развивать исследовательские навыки, умение определять звучание различных инструментов на слух, анализировать музыкальные произведения; воспитывать любовь к классической и народной музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ТСО; карточки с изображением музыкальных инструментов; схема расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра; аудиозаписи со звучанием инструментов.
Музыкальный материал: Дж. Верди. Марш из оперы «Аида»; П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»; Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»; Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец»; Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».
Ход урока
Организация класса
Актуализация опорных знаний
Беседа
Что такое сонатная форма?
Какие разделы ее составляют?
Сколько составляющих в классической сонате?
Произведение сонатной формы, которые мы изучали на предыдущем уроке?
Чем отличаются сонатная и вариационная формы?
3.Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности
У ч и т е л ь. Сегодня мы узнаем, что такое оркестр, симфонический оркестр, в частности, составляющие его музыкальные инструменты. Учитель прикрепляет на доску схему расположения музыкальных инструментов симфонического оркестра.
1.Изучение нового материала
Ученики выступают с подготовленными заранее докладами.
Доклады учащихся
Историческая справка
Слово «оркестр» происходит от греческого «орхестра» — так во времена античной Греции называли площадку перед театральной сценой, куда выходил хор. Впоследствии на этом месте располагалась группа музыкантов — «оркестр». Через некоторое время этот термин приобрел более широкое значение; им стали обозначать большой коллектив музыкантов -инструменталистов. Симфонические оркестры возникли в начале XVII в. Их появление связано с возникновением оперы и инструментального концерта, требующих значительного количества исполнителей. Большой симфонический оркестр сформировался в середине XIX в. Сегодня в большом симфоническом оркестре играют 50-75 исполнителей.
Классификация инструментов симфонического оркестра
Доклады сопровождаются показом схемы.
Еще в давние времена с увеличением количества музыкальных инструментов возникает необходимость их классифицировать. В Древнем Китае музыкальные инструменты распределяли по материалу, из которого они изготовлены. Сегодня наиболее распространена классификация Эриха фон Хорнбостеля и Курта Закса, по которой инструменты разделяют по источнику звука. В симфоническом оркестре музыкальные инструменты распределяют по способу звукоизвлечения. Самой многочисленной является группа струнно-смычковых инструментов, в том числе первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.
В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
Группа медных духовых инструментов — трубы, валторны, тромбоны, тубы.
Группу ударных инструментов составляют литавры, треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, там там, колокола оркестровые, звонки, ксилофон, вибрафон.
Также к составу симфонического оркестра принадлежат клавишные и щипковые инструменты: арфа, фортепиано, челеста.
Иногда в состав симфонического оркестра вводят саксофоны, электрогитары, синтезаторы и тому подобное.
Работа в парах
Учитель раздает на каждую парту по 3 карточки с изображением музыкальных инструментов.
Задание:
— Определите названия изображенных инструментов и группу, к которой они принадлежат.
— Все инструменты, изображенные на карточках, принадлежат указанным четырем группам?
— К каким группам инструментов относятся бубен, кобза, бандура, гитара, аккордеон?
— В каком оркестре их используют?
— Сделайте вывод: какие инструменты составляют оркестр народных инструментов, а какие — симфонический.
Работа в группах
У ч и т е л ь. Представим, что мы оказались в концертном зале. Вы объединиться в 5 групп и должны выполнить по два задания.
Задача группы No 1
- Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к струнно — смычковой группе.
- Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предлагаемых к прослушиванию, фрагмент, где
звучат инструменты струнно-смычковых групп. Определите фамилия композитора и название произведения.
Задача группы No 2
- Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе деревянных духовых инструментов.
- Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат деревянные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.
Задача группы No 3
- Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе медных духовых инструментов.
- Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат медные духовые инструменты. Определите фамилию композитора и название произведения.
Задача группы No 4
- Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе ударных инструментов.
- Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат ударные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.
Задача группы No 5
- Выберите среди карточек с изображением музыкальных инструментов принадлежащие к группе клавишных инструментов.
- Выберите среди 5 музыкальных фрагментов, предъявляемых к прослушиванию, фрагмент, где звучат клавишные инструменты. Определите фамилия композитора и название произведения.
Произведения для прослушивания: 1. Дж. Верди. Марш из оперы «Аида» (труба); 2. П. Чайковский. Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик» (челеста) 3. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (группа струнно- смычковых инструментов); 4. Ж. Бизе-Р. Щедрин. Кармен-сюита «Танец» (ударные) 5. Дж. Ґершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» (саксофон).
Учитель предлагает учащимся сделать вывод о принадлежности музыкальных инструментов к определенной группе и их выразительных возможностях.
Рассказ учителя:
Сегодня мы имеем возможность прослушать и проанализировать очень интересное музыкальное произведение Бенджамина Бриттена «Путеводитель по оркестру для юношества». В 1945 выдающийся английский композитор Б. Бриттен получил заказ от министерства образования Великобритании написать музыку к учебному фильму «Инструменты оркестра». Так было создано одно из самых известных произведений композитора.
Произведение построено в форме вариаций на тему Г. Перселла (драма «Абделязер»). Здесь, кроме характеристики музыкальных инструментов, мы больше узнаем о выдающемся композиторе XVII в., чувствуем взаимосвязь между прошлым и современностью.
Слушание произведения.
Произведение начинается звучанием торжественной радостной темы Перселла в исполнении всего оркестра. Постепенно она приобретает черты современной музыки. Далее начинаются вариации, каждую из которых исполняет один инструмент или небольшая группа. Тему начинает звучание флейты-пикколо — инструмента группы деревянных духовых. Далее тему подхватывают остальные инструменты группы деревянных духовых, затем — медные духовые. Струнная группа передает ее сольным звучанием арфам, далее — ударных. Финальная вариация написана в форме фуги, исполняемой вместе всеми инструментами оркестра. Такое звучание оркестра называется тутти. Постепенно главная тема приобретает первоначальный характер, а финал произведения звучит величественно и торжественно.
Рефлексия
С каким музыкальным произведением мы познакомились?
Какие музыкальные инструменты использовал композитор в своем произведении?
Кто руководит симфоническим оркестром? (Дирижер)
В чем заключается это управление?
В какой форме написан «Путеводитель ..»?
О какой новой музыкальной форме мы узнали?
Какие группы инструментов использованы в этом произведении?
Коллективный вывод. Многогранные тембровые возможности различных групп музыкальных инструментов симфонического оркестра помогают композитору реализовать свои творческие замыслы, исполнителю — доказать свое художественное мастерство, а слушателю — получить эстетическое удовольствие от прослушивания и восприятия музыкальных произведений.
Домашнее задание
Для учащихся со средним и достаточным уровнем знаний: обработать материал учебника и дополнительной литературы по музыкальным инструментам симфонического оркестра; узнать об особенностях каждой группы музыкальных инструментов симфонического оркестра.
Для учащихся с высоким уровнем знаний: узнать из справочной литературы, какие еще виды оркестров (кроме симфонического) существуют в музыкальной исполнительской практике. Какие инструменты принадлежат к электронным музыкальным инструментам и в чем их особенности?