Часть1

В данной статье рассматриваются особенности современной культурно-информационной среды, новых технологий и ведущих творческих практик, которые определяют статус и направление развития в создании плюралистического музыкального контента. Роль и место музыки в мире массовой культуры, сущность и значение термина «музыкальный плюрализм», основные элементы категоризации в музыкальном искусстве, развитие популярных музыкальных жанров и стилей за последние пять десятилетий, пересечение искусства и бизнеса в области музыки, а также текущие композиционные, творческие и звукозаписывающие тенденции в создании разнообразных по природе и новаторских музыкальных произведений.

Музыка и современная культурно-информационная среда

В XXI веке технологическое развитие человечества достигло таких масштабов, что все труднее представить себе общение без участия в нем новых технологий – как межличностных, так и общественных.

Это явление играет ключевую роль в формировании современной информационной среды и во многом определяет способ, которым информация достигает получателей. Из-за интерактивного и мультимедийного характера сложного цифрового мира важность невербальных методов общения становится все более актуальной.

Современные интерактивные медиа-платформы и коммуникационные сети все больше и больше полагаются на широкий спектр аудиовизуального контента и все реже на всесторонние информационные тексты. Это позволяет искусству ощутимо проникнуть в систему связи. В последнее десятилетие молодые люди стали выражать свои мысли и чувства в Интернете не столько словами, сколько изображениями, видео или музыкой.

И хотя использование визуального контента эволюционирует относительно постепенно и логично, в мире музыки происходит своего рода взрыв контента – количество людей, создающих музыкальные произведения, увеличивается во много раз, рождаются сотни новых музыкальных жанров, специализированные музыкальные социальные сети, и общение между музыкантами и пользователями музыки становится все более доступным.

Согласно ряду современных клинических исследований структуры и функционирования человеческого мозга, его активность и, соответственно, интеллектуальный потенциал резко меняются в результате технологического развития и его вхождения в повседневную жизнь. Быстрый и легкий доступ ко всем видам информации негативно влияет на поддержание долговременной памяти у молодых людей, поскольку у них нет объективной необходимости постоянно полагаться на свою память. С другой стороны, такая структурированная современная информационная среда благодатна для отделов мозга, которые отвечают за быстрое принятие решений.

Из-за этих особенностей многие участники публичного общения сегодня осознают, что современное эффективное общение работает больше на уровне «эмоций», чем на уровне «разума». Массовый потребитель все больше склоняется к принятию инстинктивных и спонтанных решений, но в то же время он становится слишком капризным из-за того, что он постоянно наводнен информацией из многочисленных каналов для ее распространения. Возникает вопрос: «Как мы можем привлечь внимание современного человека настолько быстро и решительно, насколько это возможно, используя минимальное количество слов в процессе передачи наших сообщений?».

Именно здесь на помощь приходят виды невербального общения, среди которых наиболее выдающимся является музыкальное искусство. Как это может помочь нам выразить себя, произвести впечатление и убедить? Ответ кроется в его самой первичной, изначальной сущности.

Музыка – единственное искусство, способное провоцировать настроения и чувства у получателей, не используя их глаза. Большая часть общедоступного общения, которое мы знаем до сих пор, основано на визуальных сообщениях, которые нацелены на создание определенных ассоциаций, эмоций и отношений у получателей.
Сегодня этого не всегда достаточно, и причина в том, что современный человек наверняка не будет помнить все, что он видит в своей повседневной жизни. В то же время, одним из самых сильных аспектов человеческого ассоциативного мышления является интерпретация восприятия звука.

Например, плач ребенка говорит матери, что ее ребенок нуждается во внимании, смех создает чувство радости, гул вызывает чувство тревоги и так далее. Музыка, с другой стороны, способна использовать звук самым искусным и возвышенным способом. Модернистский композитор Эдгар Варезе назвал это «организованным звуком». Именно эта организация позволяет опытному коммуникатору строить сюжеты и предложения без использования слов, и они достигают желаемого эффекта – информирования, убеждения и запоминания.