Музыка к празднику, концерту, спектаклю должна быть оправдана органической потребностью данного драматического произведения в музыкальном использовании. Есть много драматургических произведений, которые не могут существовать без музыки: водевили, музыкальные комедии, мюзиклы, сказки Андерсена, Шварца и Маршака и многие другие. Смысл и стиль многих произведений Шекспира, Шиллера, Мольера проявиться более ярко, если в их постановку будет введена музыка. Но ряд драматических произведений не нуждается в музыкальном сопровождении. Глубина содержания таких произведений может быть обнаружена только через исполнителей.Увертюра — музыкальное вступление перед началом представления, первое звено творческого контакта со зрителем, начало действия.
Обычно в увертюру заложена в обобщающей музыкальной форме основная идея спектакля. Развитие конфликта начинается с противопоставления, столкновения различных музыкальных тем (лейтмотивов). Увертюра языком музыки может рассказать содержание будущего действия, вводит зрителя в атмосферу концерта или спектакля, эмоционально готовит к восприятию того или иного жанра (трагедия, драма, комедия и т.д.). Музыка увертюры определяет эпоху, социальное окружение и место действия пьесы, национальный колорит будущего действия. Кроме того, увертюра может задать определенный ритм всего спектакля.
Музыкальный антракт — музыкальное вступление к действию или картине. Он готовит зрителя к восприятию следующей картины.
Музыкальные темы, звучащие в увертюре, могут получать дальнейшее развитие в музыке антрактов. В зависимости от драматического материала пьесы эти темы могут получать новое содержание и иной характер звучания. Передавая изменения психологического состояния героя, музыкальная тема может варьироваться в ритмичном и темповом рисунке. Музыка в разных музыкальных антрактах представлена определенным содержанием, в зависимости от сюжета соответствующего действия трагедии или комедии.
Музыкальный антракт может сообщать о явлениях, которые произошли между актами, для непрерывности действия.
Музыкальное окончание — финал пьесы или акта. Служит для музыкального обобщения основной темы спектакля, для подведения итогов мыслям и чувствам, закрепляя в сознании зрителя идею спектакля, также создает определенный эмоциональный настрой, с которым зритель покидает театр.
Если есть увертюра и музыкальный финал создается симметричное музыкальное обрамление спектакля, выдерживается форма (музыкальная).
Сюжетная музыка («бытовая», «реальная»). Это музыка, которая обусловлена сюжетом пьесы. Это следующие моменты:
— актеры сами поют, играют на каких-либо музыкальных инструментах, танцуют;
— когда музыка, пение звучат за пределами сцены, раскрывая действие за кулисами;
— когда музыка доносится из видимых на сцене источников звука — радиоприемника, телевизора, проигрывателя.
Сюжетную музыку актеры часто исполняют сами. Она оправдана реальным ходом сценического действия.
Музыка эмоционального фона («условная»). Эта музыка вводится (иногда в соответствии с авторской ремаркой) для усиления эмоционального восприятия действия, для создания более насыщенной атмосферы спектакля.
Эту музыку воспринимают только зрители, а персонажи ее «не слышат». Эта музыка, специально написанная или подобранная к спектаклю, помогает глубже понять мысли и образы пьесы, раскрывая внутреннее содержание того, что происходит.