Статьи        23 мая 2017        158         Комментариев нет

Особенности подбора музыки к спектаклю

Очень часто музыка к празднику подбирается режиссером самостоятельно или с помощью музыканта. При этом важно, чтобы музыка «эмоционального фона» была из произведений одного композитора. Если ее не достаточно, то берут произведения других композиторов, но близких по языку, стилю, духу, чтобы избежать стилистической пестроты. С большой осторожностью нужно подходить к выбору хорошо известных, особенно программных музыкальных произведений, которые тесно связаны с конкретными литературными образами.Режиссеру надо понимать, что музыка, не специально написанная для данного спектакля, а вмонтированная в него, перестает рассматриваться как самостоятельная. Она становится неотъемлемой частью всей сценической композиции и воспринимается как компонент спектакля. Поэтому не надо малозначительные драмы оформлять музыкальными произведениями Бетховена, Чайковского, Шостаковича, они несоизмеримы по своему масштабу.

В музыке «эмоционального фона» нужно придерживаться единого принципа использования типа оркестра или ансамбля на протяжении всего спектакля. Трудно допустить, чтобы в одних сценах музыка исполнялась симфоническим оркестром, во втором  народным.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

В «сюжетной» («бытовой») музыке состав оркестра может изменяться в зависимости от изменения обстоятельств. Для того, чтобы музыка соответствовала характеру действия, которое нужно режиссеру от исполнителей, важно установить, какими инструментами она будет исполняться. А для этого режиссер должен знать характер звучания того или иного инструмента, знать характер звучания клавесина или лютни, познакомиться с составом оркестров, типичных для того или иного времени. Режиссеру нужно познакомиться со сборниками, в которых находятся, например, русские танцы или песни, чтобы включить в спектакль те из них, которые соответствуют ходу действия.Если материал подобран, то составляется подробный план музыки к спектаклю (музыкальный сценарий), в котором фиксируется место каждого номера, его продолжительность, характер звучания.

В работе над отдельными эпизодами спектакля важно установить моменты включения музыки в сценическое действие. Не надо включать одновременно музыку и текст, это плохо воспринимается, потому что они дублируют в этот момент друг друга. Лучше, если текст и музыка включаются последовательно, в том или ином порядке, дополняя друг друга. Музыка может вводиться до начала текста, готовя определенное настроение, а иногда начинается текст, а потом к нему присоединяется музыка.

Имеет значение и как ввести и вывести музыку. Для музыкального оформления спектаклей возможно использовать и коллективы художественной самодеятельности — хор, инструментальный ансамбль, солистов. Большое значение для национальных спектаклей имеет народная песня. Она расширяет музыкальный образ, дополняет персонажу те или иные черты характера, раскрывает особенности его внутреннего мира. Песенный жанр дает возможность для яркого музыкального спектакля.

Музыка — сильное средство в спектакле и пользоваться ею надо осторожно, в меру. Чрезмерное насыщение ею спектакля приводит к отвлечению внимания зрителя от действия. Лучше пусть она будет в тех моментах, где она по-настоящему нужна.

Выводы. Подбор музыки к спектаклю или концерту определяется прежде всего спецификой самого праздника, его тематической и идейной направленностью. Важно, чтобы режиссер определил роль музыки в празднике: или она должна усилить эмоциональное звучание отдельных сцен, либо будет просто фоном праздника, и т.д.

 

 

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта