Главная » Наказывать или нет?

Наказывать или нет?

автор Юрий Петрович
8 просмотры

Дети, дети… Мы с умилением смотрим на то, как наше любимое чадо старательно выполняет наши просьбы и указания. При этом наверняка отмечаем про себя: хорошее воспитание. Льстим себе… и некоторым это приятно. Но вот мы видим, как наш послушный еще недавно карапуз по колено влез в лужу и пытается поймать там «золотую рыбку». Мы кричим ему: «Вылезь сейчас же!». А он – ноль внимания и еще больше погружается в пучину грязной лужи. Да, ситуация думается многим знакома.  Что дальше? За шиворот и на сушу! Затем отвесим хорошую затрещину, а потом не находим себе места, глядя на беззащитного плачущего малыша. Начинаем заискивать. А дети иногда мудрее нас – чувствуют, что из такого положения можно извлечь пользу, и начинают манипулировать родителями, выдвигая свои детские ультиматумы.

наказаниеНекоторые же родители, наоборот, любыми средствами стараются поставить ребенка на место и довести воспитательно-наказательный урок до конца. Если ребенок начинает беспрекословно подчиняться, скорее всего, он вырастет «затюканным» маменькиным или папенькиным сынком. Ему будет сложно во взрослой жизни без умения отстаивать свое мнение, проявлять инициативу, он будет стараться избегать людей и сложных ситуаций. Либо «кинется» в другую крайность, выйдет из-под контроля, и в переходном возрасте с ним придется очень и очень несладко.

Что же делать? Ведь без внимания капризы и плохое поведение оставлять нежелательно. Старайтесь строить отношения со своим ребенком по принципу взаимного сотрудничества, а не «борьбы противоположностей». У каждого поступка есть мотив. Вы взрослее и мудрее – сначала разберитесь в ситуации. Постарайтесь понять причины нежелательного поведения ребенка, проанализируйте все его необычные последние поступки. Вспомните каждую мелочь и все события, связанные с этими поступками. Может, он просто самоутверждается? Может, хочет просто, чтобы на него обратили внимание?

До 3-х лет дети закатывают истерики по причине эмоциональных перегрузок, физической усталости. В этом возрасте относитесь к подобным ситуациям терпеливо, пожалейте, приласкайте. Не пытайтесь взывать к его разуму, пусть выплеснет отрицательные эмоции. В следующий раз постарайтесь предотвратить истерику, отвлечь малыша. Существует масса всевозможных отвлекательных маневров: переключение внимания, музыка, мультфильм, прогулка, физические упражнения, танец. Пробуйте и помните: нельзя пускать истеричность ребенка на самотек. Иначе закатывание истерик превратиться у него в стойкую привычку. И тогда уже будете истерить вы. Вам это надо? Скорее всего – нет.

Еще по теме  Позитивное воспитание в семье

«Ребенок познает мир – это его право!»  Задайте себе вопрос, когда ваши дети делают что-то плохое (с точки зрения взрослых): за что я его собираюсь ругать? За то, что полез в лужу? За то, что рассыпал сахар или разлил чай? За то, что оторвал кусочек обоев? Но ведь он не обои рвал, а наблюдал, как бумага отстает (отлипает!) от стены. Возьмите клей и тут же вместе подклейте. Это будет намного полезнее, чем отшлепать (ребенок иногда и не понимает, за что). Маленький ребенок — прежде всего исследователь. Он изучает, познает окружающую его обстановку, предметы, людей. И первостепенная и важнейшая задача взрослых — помочь малышу в этих исследованиях.

Исследуйте мир вместе, ненавязчиво объясняя, что можно, а что категорически нельзя. Если вы научитесь смотреть на мир глазами ребенка, то однажды поймете, что поступали правильно, что ваши сын или дочь совершают свои нестандартные поступки вовсе не из желания «достать» вас или кого-то еще. И тогда вам будет понятно как надо поступать.

Нужно ли наказывать детей? Такой вопрос часто встает перед родителями. Нельзя ответить на него – ДА, нельзя сказать и – НЕТ.

Одни считают, что без наказания процесс воспитания обойтись не может, наказание – это своеобразный ответ за свои поступки. Другие высказывают мнение, что родители сами виноваты в том, что приходится наказывать детей. Если бы у нас хватало мудрости и терпения, не было бы лишних нервов и слез и у детей, и у родителей.

Еще по теме  Работа учителя над творческой активностью школьника

снова наказаниеЧто же нужно делать родителям, чтобы не возникало поводов для наказания?

  1. От каждого возраста требуйте только то, что соответствует этому возрасту. Ведь лезет ребенок в лужу не для того, чтобы вымочить ноги. Он исследует неведомую ему планету.
  2. Если малыш начинает капризничать, не нервничайте. Переключите его внимание, отвлеките его. На самом деле, это не так уж и сложно.
  3. В ситуациях, не угрожающих жизни и здоровью ребенка, позвольте ему «набивать шишки». Пусть он один раз упадет, зато всю жизнь потом вам не придется держать его за руку.
  4. Нельзя постоянно сыпать словами «нет», «нельзя». Есть неоспоримые запреты, например, играть у дороги, а есть такие, которые появляются только для спокойствия мамы.
  5. Объясняйте ребенку, почему НЕЛЬЗЯ. И так, чтобы он понял. Запрещая, говорите и показывайте, как МОЖНО и НУЖНО делать.
  6. Отмечайте положительные стороны поступков, не отрицательные. Говорите не «Нельзя есть снег!», а «Какой молодец, снег в рот не берешь, не заболеешь, пойдем кататься с горки!».
  7. Ребенок – тоже личность, относитесь к нему соответственно, не подавляйте.
  8. Создайте дома необходимую среду для развития, игр (спортивные снаряды, коврики, материалы для экспериментов). Тогда уж он точно не полезет в горячую кастрюлю.
  9. Приучайте к самостоятельности. Помогайте тогда, когда вас об этом попросят.
  10. Никогда не говорите ему: «Если ты ….., то я не буду тебя любить!».

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.