Главная » Народные музыкальные инструменты в традиционной национальной культуре

Народные музыкальные инструменты в традиционной национальной культуре

автор Юрий Петрович
706 просмотры

Инструментальный музыкальный фольклор является неотъемлемой частью народной жизни, одновременно его художественным творчеством. Синкретичностью фольклора объясняется его преимущественно практическое, прикладное назначение и относительная «вторичность». Об этом свидетельствуют те функции, которые выполняют музыкальные инструменты в деревенской общественной жизни.

Среди основных функций исследователи выделяют: обрядово-магическую, рабоче-хозяйственную, информативно-коммуникационную, рекреативную, лекарственную и эстетическую. Рассмотрим их подробнее.

Обрядово-магическая функция, одна из первых, которая закрепилась за музыкальными инструментами. Они выступают средством, позволяющая войти в контакт с магическими силами, которые управляют природой и от которых зависит жизнь человека. Эта функция связана до нашего времени с семейно-бытовыми и календарно-земледельческими обрядами и является необходимым для всех членов деревенского общества.Народные музыкальные инструменты в традиционной национальной культуреВ рабоче-хозяйственной функции музыкальные инструменты используются в основных отраслях хозяйства, и в промыслах (животноводство, охота, рыболовство и т.д.), характерных для народов, проживающих в определенной природно-географической среде. Музыкальные инструменты способствуют повышению эффективности работы и обеспечивают жизнедеятельность всех членов общины.

Информативно-коммуникационная функция позволяет музыкальному инструменту обеспечить передачу общественно важной, иногда жизненно важной информации на большое расстояние.

В рекреативной функции музыкальный инструмент помогает эмоциональному расслаблению, способствует достижению внутреннего эмоционального равновесия.

Лекарственная функция проявляется в целенаправленном воздействии тембров музыкальных инструментов и музыки на психику и физиологию лица с целью коррекции физического и эмоционального состояния и даже освобождения от некоторых заболеваний.Народные музыкальные инструменты в традиционной национальной культуреХудожественная эстетическая функция в традиционной культуре как бы «растворяется» во всех других. Отмечая красоту звучания музыкальных инструментов или инструментальной музыки, деревенские жители опираются, прежде всего, на принцип целесообразности. Не красиво, когда музыкант плохо владеет инструментом, эмоционально индифферентно, когда музыкального инструмента не слышно всем присутствующим. Иногда в основе оценки красоты лежит сравнение с явлениями природы. «Дудка звучит красиво, как птицы поют». Таким образом, хотя понятие красоты и присущее народному творчеству, но оно не является основным, тем более, единственным, как в академической музыке.

Сами законы красоты звучания музыкальных инструментов в традиционной народно-инструментальной культуре далеки от эстетических норм и идеалов общеевропейского академического музыкального искусства, потому, что они обусловлены другими пространственно-акустическими условиями. Естественной средой существования традиционной инструментальной культуры являются или свободное пространство ─ поле, лес, двор, или небольшое помещение деревенского дома с низким потолком и земляной полом, в которой, к тому же много приглашенных гостей.

Еще по теме  Музыка и современная культурно-информационная среда

Как видим, функции, которые выполняет народный музыкальный инструмент в традиционной культуре являются преимущественно прикладными, в отличие от культуры академической традиции, где основное назначение инструмента ─ приносить эстетическое наслаждение слушателю. Законы красоты в фольклоре обусловлены своеобразными пространственно-акустическими условиями существования музыкального инструмента, в то время, как в академической культуре звучание инструмента рассчитано на отличную акустику специально сконструированного концертного помещения.Народные музыкальные инструменты в традиционной национальной культуреКак мы уже отмечали, существуют два подхода к музыкальному инструменту: материальный, как к явлению материальной культуры, и духовно-эстетический, как к средству создания музыки. Обратим внимание на то, что конструкция музыкального инструмента всегда соответствует характеру материальной культуры, уровню теоретических и практических знаний, историческим традициям, специфике художественного мироощущения, эстетических взглядов и музыкального мышления того или иного народа. Мы подразумеваем под музыкальным инструментом не только устройство, специально сконструированное для звукоизвлечения, но и заимствованные предметы природы и быта, которые целенаправленно используются для получения определенных звуков.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.