Вокально-хоровой жанр — наиболее значимое явление любительского творчества. Вообще, народная певческая культура – уникальное достояние каждой страны, ее гордость. Пение — самый любимый, популярный и массовый жанр искусства в нашей стране. Присвоение почетных наименований любительским коллективам по-прежнему остается формой проявления общественного признания, значимости вклада коллектива в развитие культуры и выступает одним из наиболее эффективных способов влияния на состояние их деятельности. Сейчас очень важно удержать существующие коллективы, создать условия для их развития, организации концертно-гастрольной деятельности, обеспечить им приоритетную государственную поддержку.
К сожалению, сегодня многим любительским коллективом с почетным наименованием не хватает самообновления: недостаточно активно обновляется репертуар, далеко не каждый из руководителей способен оригинально аранжировать художественное произведение, адаптировать его с учетом исполнительского опыта участников, не хватает творческого поиска. И это ощутимо.С другой стороны — погоня за модными явлениями шоу-бизнеса, за растиражированными «образцами» поп-индустрии и ориентация на непритязательный вкус массового зрителя. Все это снижает культурно-эстетическую ценность творческой деятельности коллективов и приводит к лишению их почетных званий.
За каждым успехом, каждой событием в жизни коллектива стоят конкретные люди, профессионалы — руководители. Как показывает практика, роль руководителя любительского хорового коллектива трудно переоценить. Большинство участников, приходящих в любительские коллективы, не имеют певческих навыков. Чтобы научить пению других, руководителю необходимо самому обладать достаточной подготовленностью в области вокальной культуры и уделять вокальной работе серьезное внимание. Современные требования зрительской аудитории должны стать для артистов-любителей стимулом для более содержательных занятий и репетиций. Любительское хоровое творчество обязано определенным образом соответствовать профессиональному уровню, иначе ей нечего делать на большой сцене.Хоровые коллективы и вокальные ансамбли отличаются разнообразием состава участников. О воспитании детской хоровой культуры заботятся специалисты музыкальных школ и школ искусств. В последнее время наблюдается тенденция появления различных составов ансамблевых вокальных коллективов: дуэтов, трио, квартетов, квинтет, что соответствует требованиям времени. Как положительное, надо отметить наличие мужских составов в коллективах.
Безусловно, во время творческих отчетов специалисты методической службы проводят подробный анализ представленных программ с высказыванием предложений по работе над исправлением имеющихся недостатков. После таких встреч большинство руководителей ведут успешную работу над «ошибками», работают над повышением исполнительского уровня и реализуют свой творческий потенциал сполна. Подобные творческие акции стимулируют руководителей более профессионально готовиться к итоговому показу деятельности любительского коллектива. Вместе с тем следует признать, что дефицит аккомпаниаторов (не говоря об оркестровых группах) существует и приходится использовать фонограммы не всегда хорошего качества, да еще и «популярный» репертуар.
Особую роль любительская хоровая творчество выполняет там, где нет профессиональных коллективов и самодеятельные хоры являются единственными живыми источниками музыкально-песенной культуры. Это сельские регионы. Именно здесь живут носители народной культурной традиции. А значит, малая провинция способно уберечь и сохранить самые важные культурные ценности человеческой жизни. Повышение квалификации руководителей «народных» и «образцовых» любительских коллективов должно осуществляться на базе профессиональных коллективов и концертных организаций, и это — важнейший фактор качественного обновления деятельности творческих коллективов учреждений культуры.