Научись играть сам, Новости        07 сентября 2016        2526         Комментариев нет

Некоторые моменты позиционной системы игры на баяне

В настоящее время баянная техника сделала большой скачок в расширении репертуара. При этом необходимо использовать все возможности как инструмента, так и нашей руки. Первый палец, имея свою специфику строения, всё же может до известной степени быть развит, поэтому не нужно бояться выноса первого пальца на клавиатуру и применять его. Такое положение большого пальца имеет несомненные достоинства:
1. Появляются возможности большего растяжения пальцев для исполнения широких аккордов.
2. Рука получает свободу и подвижность.

При консервативном взгляде на позиционную систему игры на баяне выделяют отрицательные стороны:

1. Значительно ухудшается осязательное ощущение клавиатуры, пальцы потеряли необходимую им опору, поэтому исполнителю приходится подглядывать на клавиатуру, глазами отыскивая нужные клавиши.Screenshot_52. Из-за отсутствия достаточной опоры пальцев звучание стало более лёгким, поверхностным, звук потерял свою полноту и эмоциональную насыщенность. Данные отрицательные моменты не конкретны, не имеют на сегодняшний день доказательств, в то время как положительные моменты конкретны, отражают продвижение баяниста, использующего первый палец, вперёд.

Из опыта работы в позиционной системе

Во время донотного этапа, который длится примерно до двух недель, преподаватель изучает  индивидуальные особенности ученика, его темперамент, одарённость, общее развитие, а также налаживает взаимоотношения преподаватель-ученик. Для выявления чувства ритма нужно давать ученику играть и петь прибаутки, мелодия которых проста (на одной ноте). При этом одновременно появляются навыки ведения меха, формируется постановка руки. Для проверки слуха можно поиграть: найти на клавишах или узнать по слуху одну из трёх клавиш, которые дают разные по высоте звуки. Игра по слуху тренирует творческие задатки ребёнка, прививает интерес к коллективной игре на музыкальных инструментах, акцентирует внимание на конкретном звучании, заставляет привыкать к инструменту. Преподаватель с начальных занятий должен ввести учащегося в новый для него мир музыкальных ощущений. Важно, чтобы на уроке педагог сам играл. Качественная игра преподавателя станет примером для подражания, что будет стимулировать серьёзную работу.Screenshot_6Для того чтобы ученик освоил первые навыки меховедения, нужно делать такие упражнения«спокойный ветерок», «маленькая буря», «спокойное дыхание», «после бега отдохнём». Далееигра и пение прибауток, лёгких песенок. Не обязательно точное воспроизведение мелодии, можно играть их на одной ноте, при этом соблюдая ритм. Например: «Андрей-воробей», «У медведя», «Дон-дон», «Добрый доктор Айболит», «Котик», «Дождик», «Два кота».
Одновременно с освоением меховедения, постановки руки на правой клавиатуре, необходимо начинать работу по изучению левой клавиатуры. При этом нужно показать ряды, где расположены басы, аккорды. Для усвоения постановки руки на левой клавиатуре нужно делать такое упражнение: поставить по основному ряду басов пальцы и по очереди нажимать кнопки, начиная с пятого пальца. Это приведёт к собранности кисти. Затем нужно играть по очереди бас-аккорд, при этом сохраняя первоначальную постановку.

Игра по нотам. После донотного периода легко перейти к изучению клавиатуры баяна, так как ученик уже приспособился к инструменту, а на уроках сольфеджио изучил ноты, их расположение на нотном стане, длительности нот, счёт. Начинать играть по нотам нужно уже знакомые прибаутки и песенки, которые изучались во время донотного периода. При этом постепенно изучается расположение нот на клавиатуре. Постепенно мелодия пьес усложняется и начинается изучение позиций.
1 позиция: до-ре-ми-фа (2-3-4-5) «Как под горкой», «Василёк», «Пастушок», «Заинька», «По грибы пошла с Ванюшей»,
2 позиция: ре-ми-фа-соль (1-2-3-4) «Не летай, соловей», «Как пошли наши подружки».
3 позиция: фа-соль-ля (1-2-3).
4 позиция: соль-ля-си-до (1-2-4-3) «Белка», «Ой, бежит ручьём вода».

После изучения данных позиций следует переходить к сочетанию позиций, что заставляет ориентироваться на клавиатуре. Начинать можно с простых песенок: «Петя-барабанщик», «Прозвенел звонок», «Ручеёк», «Весёлые гуси», «Ёлочка» где сочетается 2 позиция с различными нотами.
Сочетание 1 позиции с различными нотами: «Во поле берёза стояла», «Подороге жук, жук», «Во саду ли, в огороде», «Метелица», «Камаринская».
Сочетание 4 и 1 позиций: «Весёлый сапожник», «Коровушка». Сочетание 3 и 1 позиций: «Маки, маки, маковочки». Сочетание 2 и 1 позиций: «Там, за речкой».Screenshot_7Аппликатуру нужно считать не самоцелью, а средством выразительного и образного исполнения музыкальных произведений, ведь кроме аппликатуры есть много технических моментов, над которыми нужно работать, например: работа над туше (прикосновением), выработкой «цепкости» пальцев, над штрихами (пальцевое, кистевое стаккато). Это всё помогает раскрыть образ музыкального произведения, своё собственное отношение к исполняемой музыке. Аппликатуране панацея, талант, музыкальные способности с её помощью не приобретёшь, но даже для общего эстетического развития применять нужно лучшие достижения методики преподавания игры на инструменте.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта