Главная » О занятиях баяном с младшими школьниками

О занятиях баяном с младшими школьниками

автор Юрий Петрович
82 просмотры

Привыкание к инструменту в начале занятий происходит постепенно. На это тоже нужно время. Некоторые дети на пятом-шестом занятии могут еще путать правую и левую клавиатуру, пытаются установить баян на колени вверх ногами. Для ускорения привыкания к баяну я ввожу в коллективные занятия специальные упражнения. Это даже не упражнения, а своеобразная игра «Кто быстрее найдет на стеллаже свой баян и сядет с ним на свое место».

О занятиях баяном с младшими школьникамиПеред началом занятий я специально переставляю баяны с места на место. Через несколько занятий ребятишки безошибочно находят закрепленные за ними инструменты и уже не путаются с верхом и низом баяна. В процессе занятий мы много передвигаемся по классу. Время от времени я предлагаю ребятам сменяться местами. С самых первых занятий я приучаю правильно устанавливать инструмент на стулья во время перерыва, а в конце занятия ставить баяны на стеллажи.

Конечно, для пяти — шестилеток даже самый маленький баян кажется и большим,  и тяжелым. Однако уже на 2-3 занятии дошкольники и первоклассники довольно проворно берут и устанавливают инструмент на коленях.

Стандартные стулья для малышей очень высоки, ноги не достают до пола, поэтому на занятиях используются специальные деревянные подставки. Вообще, с посадкой приходится поработать основательно. Ребятишки никак не хотят сидеть на середине стула, их, словно магнитом, тянет опереться на спинку стула или изогнуть спину дугой. Проходит не одна неделя прежде чем  туловище обучающегося принимает естественное  и свободное положение при игре.

Хочется отметить, что в последние годы все больше ко мне на занятия приходит детей, у которых очень не развита координация пальцев и рук. Некоторые не могут даже нажать кнопку на баяне одним пальцем. При этом у них включаются в работу и соседние пальцы, которые непроизвольно впиваются в кнопки клавиатуры вслед за нажимом кнопки нужным пальцем. Пальцы при этом(да и вся кисть) напряжены неимоверно. Именно поэтому я много занимаюсь с детьми в донотный период специальными упражнениями на развитие координации. Для этого существует масса упражнений как с баяном, так и без него. Цель таких упражнений  — научить пальцы ребятишек работать раздельно, свободно использовать нужный палец при игре абсолютно автономно, без непроизвольного подключения других пальцев. Когда дело дойдет до точного соблюдения аппликатуры, вы поймете и оцените предварительную работу над координацией пальцев донотный период.

Еще по теме  Приёмы игры мехом.

В развитии координации пальцев малышей могут оказать весомую помощь родители. Нужно попросить их организовать для ребенка дома занятия на развитие координации пальцев без инструмента. Это может быть лепка из пластилина, различные конструкторы, вышивание, вязание и т.д. Да, подобные занятия ребенка, как кажется не имеют прямого отношения к игре на баяне. Но с другой стороны они дают мощную тренировку моторики, так необходимой при игре на любом инструменте. На примере многих учеников я замечал, что освоение инструмента дается легче именно тем детям, которые дома много занимаются различными прикладными видами творчества – лепка, рисование, конструирование и т.д.

О детской мелкой моторике написано много научных трудов, которые, к сожалению, так и остаются только трудами. В детском саду, школе, конечно же проводятся занятия, нагружающие пальчики ребятишек. Но этого явно не достаточно. А родителям многим вообще не до моторики ребенка, им абсолютно сиренево как и чем заполняют свой досуг их дети.

У многих родителей имеется неизвестно откуда взявшееся убеждение, что раз они привели ко мне ребенка заниматься баяном, значит я обязан совершить чудо и научить их любимое чадо музицировать. Но я не волшебник и в обучении игре на музыкальны инструментах чудес не бывает. В освоении инструмента вместо ожидаемого чуда выступает каждодневная работа, упражнения, тренировки. Вот этого-то большинство родителей не понимает.

Очень часто бывает, что хороших музыкальных данных ребенка и огромного желания родителей совершенно не достаточно для успешного обучения игре на музыкальном инструменте. Ведь главное здесь – желание ребенка, его живой и непосредственный интерес к игре на баяне или другом инструменте. И очень важно если родители всевозможными способами подогревают интерес ребенка к инструментальному исполнительству, интересуются его музыкальными делами, помогают правильно организовать домашние музыкальные занятия.

 

Еще по теме  Основы музыкальной практики

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.