С самого раннего возраста мы учим наших детей, что социализация полезна для них. Искать друзей, заводить новых друзей на детской площадке, делиться игрушками, разрешать конфликты – репетиция их будущей жизни в обществе.

«Никто не хочет играть со мной»

Тем не менее, мы редко предлагаем альтернативы и решения, когда у сына или дочери возникает кризис в общении – у него(неё) нет друзей, он(она) не хочет заводить друзей или исключен (исключена) другими детьми из неформального мини-сообщества – группы детей на детской площадке, в детском саду, неформальной группы во дворе, классе и т.д.

Мы неустанно говорим ребенку, что хорошо быть среди друзей и быть общительным, но мы должны понимать и то, что он может не желать этого общения. И это вполне нормально. Детям нужно привыкать к разным эмоциям, принимать их и уметь бывать в одиночестве, размышлять, мечтать и, если хотите, скучать. Это очень важно для укрепления его уверенности в себе, когда наступают подростковые кризисы. А они, будьте уверены, рано или поздно придут.

Для ребенка совершенно нормально быть более замкнутым, иметь флегматический темперамент, не иметь желания быть в центре внимания.

Для ребенка совершенно нормально злиться на детей, которые его отвергают, грустить, плакать и жалеть себя. Дайте ему право испытать эти чувства и преодолеть их с вашей помощью, чтобы выработать механизм того, как справиться с подобными переживаниями в дальнейшем в одиночку.

Признайтесь, вы очень бываете недовольны тем, что вашему ребенку отказывают в дружбе. Это часть родительского эго, которое есть у каждого, и это прекрасное время подумать о том, почему вы испытываете это чувство. Не связывай это с детством. Так или иначе, вы не найдете в своих чувствах ничего тревожного или криминального. Это просто ЭГО. Кто-то, когда-то очень качественно внушил вам, что вы должны быть всегда общительными, иметь много друзей и всегда быть в центре внимания.

Всегда помните о том, что Вы именно тот человек, который поможет вашему ребенку справиться с ситуацией. Именно вы можете оказать ему поддержку, предложить альтернативу, направить его эмоции в нужное русло.

Что делать, если ребенок отвергается другими детьми:

Обнимите ребенка. Неважно, где вы находитесь. Сядьте на корточки, если необходимо, прямо на тротуаре или лужайке рядом с ним, и обнимите его. Пусть малыш почувствует себя в безопасности, пусть он знает, что горячо любим. Если дети не получают ожидаемого эмоционального ответа в подобных ситуациях, они просто перестают делиться с вами, и это становится для них моделью.

Отнеситесь серьезно к ситуации, не преувеличивая и не драматизируя произошедшего. Внимательно слушайте и задавайте вопросы, чтобы прояснить всю картину. Без суждения, кто не прав, а кто прав. Попытаетесь понять, что случилось и установить истинные причины нежелания других детей общаться с вашим ребёнком.

Дети должны с самого начала понимать, что подобное часто происходит в жизни, что они не всегда будут любимы и популярны, что они наверняка встретят таких людей, которые будут их отвергать, и, вероятно, сознательно или нет, они также будут изолироваться от людей, которые хотят быть в их компании. Да, жизнь она такая, но мы должны научить детей, как действовать в подобных ситуациях.

Эмпатия – это ключевой навык, благодаря которому ребенок узнает свои эмоции. Помогая ребенку видеть событие с точки зрения другого, мы не предлагаем ему примириться, заставить себя быть тем, кем он не является, но помогаем понять, почему что-то происходит в конкретном случае. Ведь и взрослые как дети часто реагируют отрицательно, агрессивно, отвергая кого-то из-за своих страхов, невежества, предрассудков, травм.

Они не имеют к нам никакого отношения, и мы не должны принимать их лично. Но согласитесь, обидно. Обидно вам! А ребёнку обиднее вдвойне. Ему становится жалко себя. Нейтрализуйте его жалость к себе, которая часто возникает в такие моменты. Дети обычно говорят: «Никто не хочет играть со мной, потому что я тупой, скучный. Другие более интересны, мои игры плохие. Я уродлив, у меня нет хороших игрушек».

Такие слова могут ввести родителей в стопорное состояние. Но будьте к этому готовы. Вам есть, что сказать. Скажите ребенку, что у него есть свои достоинства, что он интересен и может предложить тысячу идей для игры. Приведите ему примеры успешной игры на игровой площадке или в саду с другими компаниями, когда было весело. Напомните ему ситуации успешности в отношениях со сверстниками, которые конечно же имелись в жизненном опыте малыша.

Если речь идет о целенаправленной изоляции и отвержении ребенка от определенной группы детей, и особенно, если это делается под присмотром учителя или воспитателя, крайне важно, чтобы вы не молчали, а выясняли причины возникшей ситуации уже на более высоком административном уровне.

Ц. Цанева