Приходилось ли Вам участвовать в жюри музыкального конкурса? Если да, то Вы оценивали исполнителей по нескольким критериям. Вот основные из них: музыкальная фразировка, культура исполнения и техническая сложность. Существует очень много различных формулировок, но эти три основных включают в себя всю палитру оценок исполнителя. В этой статье мы рассмотрим некоторые значения выражений музыкальная фразировка, культуру исполнения и техническую сложность, установим их различия и взаимосвязь как наиболее важных понятий инструментального исполнительства.
Мы видим, что в термин «фразировка» многие пытаются втиснуть совершенно другие понятия. К сожалению, термин фразировка употребляется многими в смысле артикуляции, что порождает немало недоразумений. Смешивание или, вернее недостаточное разграничение двух понятий: «артикуляция» и «фразировка» выступает одним из наиболее значительных препятствий к решению задач именно фразировки. Фразировка в музыкально-исполнительском значении основана на динамических оттенках и агогике, тогда как артикуляция связана главным образом со штрихами, со способом исполнения.Фразировать — значит согласно словарю Ушакова: «…выделять в исполнении или произношении выразительные места фраз, отчетливо выражать экспрессию и содержание фраз». Фразировка предполагает: установку границ фразы, так называемых смысловых пауз (цезур), которые способствуют ясному интонационному расчленению музыкальных фраз. Цезуры также являются удобным местом для смены дыхания у духовиков и меха у баянистов во время игры. Исполнителю необходимо правильно определить цезуры и частные кульминации во фразе, с учётом выразительно-смыслового значения произведения (музыкального образа).
Грамотное определение цезур и установка кульминаций (динамики) в строении музыкальной речи – это первая из основ музыкальной фразировки. Агогика возникает параллельно музыкальной динамике и как бы вытекает из неё. В сравнении с динамикой, агогика средство наиболее деликатное, требующее особо развитого художественно-эстетического вкуса, чувство стиля и исполнительского опыта. Итак, динамика и агогика составляют основу музыкальной фразировки.
Культура исполнения. Пожалуй, это одна из наиболее запутанных категорий исполнительской оценки. Говоря о культуре исполнения, мы будем рассматривать только технические аспекты. Термин культура исполнения включает в себя: тембр (красивое звучание), интонацию (чистое звучание), точный ритм и подходящие штрихи. Любой звук особым образом окрашен, у него есть тембр. Это французское слово означает «окраска звука». Другими словами тембр является отличительным знаком каждого инструмента. В какой-то степени тембр – одно из главных условий культуры исполнения.
Слово «интонация» мы будем использовать в узком значении. Чисто или фальшиво играет музыкант. Ритм в теории музыки — соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Мы рассматриваем, точно ли сыграна триоль, восьмая с точкой и шестнадцатая, форшлаг и т.д. Атака звука, его стационарная часть, окончание или соединение с другим звуком объединяются понятием «штрих». Если рассматривать штрих как характер игры, то тогда задача стоит в выборе штриха, поэтому можно говорить о подборе подходящих штрихов. В данной статье не ставится задача классификации и разбора штрихов духовых и народных инструментов. Это тема для отельного разговора.
Техническая сложность. Данный критерий оценивает техническую подготовленность музыканта, его виртуозные возможности. Техника расширяет границы репертуара исполнителя. Здесь существует только одна опасность, когда техника становиться самоцелью и тогда музыка превращается в «спортивное состязание». Что же объединяет все эти категории оценок? В первую очередь, стоящая перед ними «сверхзадача», а именно раскрытие музыкального образа. Будет уместным вспомнить слова Б.Асафьева о двух типах исполнительской культуры: — «живом» интонационном, творчески-импровизационном исполнении музыки, «где все возникает, развивается и чередуется гибко и естественно, плавно и слитно, с эмоциональной задушевностью и нервным подъемом, как проявления органической жизни, как жизненно необходимая, дыханием вызываемая, осознанная дисциплина, организующая и распределяющая силу»; — и «репродуктивном» типе, «где исполнитель, обладая некоторой общей музыкальной одаренностью, лишь механически репродуцирует по создавшимся нормам техники нотную запись, «метрономирует» . Надеюсь, что аспекты, рассмотренные в данной статье, помогут более объективно и продуктивно оценивать выступление исполнителей.