Музыкальное и художественное образование должны отвечать не только общим целям и дидактическим принципам современного образования, но и опираться на характерные принципы художественного преподавания.
Специфика предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» как форм межличностного духовного общения и видов искусства заключает в себе ведущие компоненты образования: опыт эмоционально—ценностных отношений, опыт творческой деятельности, опыт художественно—образного познания мира в процессе различных видов деятельности.Занятия музыкальной и художественной деятельностью активизируют правое полушарие человеческого мозга, значительно заблокированного у современного человека в результате вербализации обучения. Результаты исследований в психиатрии убедительно показывают, что активизация с помощью музыки и ИЗО правого полушария мозга и гармоничная деятельность обоих полушарий высвобождают колоссальный творческий потенциал человека, делают его творцом, одновременно облагораживая душу.
Результаты психологических исследований дают основу для предположений о том, что многие проблемы плохой учебы в среднем звене, а также небольшая эффективность обучения старшеклассников связаны с неразвитостью у них воображения, интуиции и других качеств творческого мышления. Эти универсальные по отношению к любому виду деятельности способности наиболее полно и успешно развиваются на занятиях музыкой и другими видами искусства, в творческой художественной деятельности.
Вокруг нас все находится в гармони. Но в произведениях искусства она не образуется сама по себе. Для ее достижения автору нужно соответствующим образом выстроить материал, отыскать его неповторимую композицию. Он достигает ее, комбинируя звуки, цвета, слова— все то, что составляет средства художественной выразительности. Схватывание гармонии требует своеобразного эмоционального мышления.
Изобразительное искусство может стать дополнительным средством активизации эмоциональности учащихся на уроках музыки. Для этого применяется и метод ассоциаций.
На уроках ИЗО одной из форм развития ассоциативного мышления является выполнение монотипий (оттисков). Учащиеся прослушивают музыкальный отрывок, как—бы пропускают услышанное через себя, прислушиваясь к собственным ощущениям и выражают посредством цвета свои ассоциации от услышанного.
На слайдах представлены следующие монотипии:
1. Чайковский «Времена года. Весна».
2. Римский—Корсаков. Вступление к опере «Садко» «Океан – море синее».
3. Вивальди. «Зима».
Изобразительное искусство помогает развитию ассоциативной памяти. На уроках музыки можно использовать графическое моделирование услышанного отрывка, пробовать передавать цветом гармоническую окраску музыкального произведения, применять ассоциативные цепочки: услышал— прочувствовал — эмоционально откликнулся— изобразил. Увидев репродукции картин, дети вспомнят не только рассказ учителя, но и эмоциональные переживания от прослушиваемой музыки при показе этих картин. Поэтому очень важно, чтобы ассоциации зрительного характера несли эмоциональную окраску, вызывали у учеников мощные переживания, позитивно влияющие на их чувства. Эмоциональная память совместно с ассоциативной помогают прочно закреплять знания по любому общеобразовательному предмету.
На показанном уроке мы увидели элементы развития ассоциативного мышления:
1. Какие ассоциации возникают от слова «Гармония»?
2. Ассоциативная цепочка: услышал – прочувствовал — эмоционально откликнулся — изобразил.
3. Графическое моделирование музыки.
4. Передача цветом гармонической окраски музыкального произведения.
5. Составление коллажа из цветных волн.
Создавая художественные образы на уроках музыки посредством ассоциаций, занимаясь цветовой импровизацией, учащиеся овладевают разнообразной палитрой музыкальных впечатлений. Подключив фантазию, можно представить себе и музыкальность живописи, и живописность музыки.