Начинающие вокалисты часто задаются вопросом, какое название имеет голос, обладателем которого они являются? Многие добавляют к этому, что не узнают свой голос при прослушивании его записи. Некоторые удивляются: неужели это я пою? Но ведь то, что я слышу на записи, совершенно не похоже на то, что я слышу во время разговора или пения.
Совершенно справедливые вопросы и замечания. Мы привыкли к своему голосу. При разговоре или пении для нас он звучит довольно органично и даже приятно. Но для других людей наши голоса звучат по-другому. Вот это другое звучание нашего голоса мы и слышим на записях.
Итак, поговорим сегодня о голосе и определении его типа. Мы будем иметь в виду сформировавшийся голос, голос взрослого человека.
Я знаю женщину с чистокровным сопрано, которая очень умело и легко и красиво поет сложные партии с низкими нотами. Но это, конечно же, не значит, что ее голос можно отнести к контральтам. Для точного определения типа голоса существует несколько параметров, которые и позволяют относительно точно классифицировать голос. Но об этом чуть позже.
Всегда помните о том, что ваш природный голос намного ценнее того, что вы добьетесь (если добьетесь!!!) в результате подражания. Как много мне приходилось встречать вокалистов, которые упорно пытались выдавить из себя несвойственные им ноты, интонации, мелодические обороты. Встречалось много и таких, кто буквально очаровывал слушателей естественностью и простотой своего голоса.
Существует довольно распространенное мнение о том, что эстрадный вокал не требует классической классификации певческого голоса, что такая классификация нужна только в академическом вокале. Глупости! Деление голосов по типам нужно и необходимо как для академического пения, так и для эстрадного. Ведь именно, исходя из типа голоса, строится учебная работа любого вокалиста. В современном эстрадном вокале разделение типов голосов осуществляется по упрощенной схеме: очень низкий голос, низкий, высокий и очень высокий. Как видим, градация довольно относительна в сравнении с академическими критериями.
Тип голоса в первую очередь подразумевает его звуковысотную характеристику, то есть положение голоса в том или ином интервале звукоряда. А тембровым особенностям голосов отводится скорее их художественная оценка, которая не является определяющей при классической классификации голоса.
Свобода звучания, естественность и красота наиболее проявляются при соответствии тесситуры произведения и характера голоса вокалиста.
Понаблюдайте, насколько долго вы можете петь не совсем удобные для вашего голоса звуки. Если таких неудобств в вокальной партии для вас встречается минимальное количество, то тесситура явно ваша. Если же неудобные звуки, создающие моральный и физический дискомфорт, встречаются довольно часто и делают весь процесс пения затрудненным, самое время изменить тональность вокальной партии.
Иначе вы можете нанести непоправимый вред своим разговорным и вокальным мышцам. Тональность, в которой вам поется свободно и комфортно и будет отображением вашей родной тесситуры.