Школьный оркестр        26 мая 2013        1061         Один комментарий

Репетиционные задачи и их решение в ансамбле баянистов

Работая над художественной отделкой произведения, не желательно  ставить перед оркестром одновременно  несколько исполнительских задач. Для учащихся на первых порах будет трудно справляться со сложными и многоплановыми установками руководителя. Лучше идти по такому пути: одна задача – одно решение. По мере совершенствования исполнителями техники игры, приобретения опыта ансамблевой игры, задачи, естественно можно и нужно усложнять. Но это будет потом. Пока же для начинающих музыкантов будет приемлема лишь концентрация на самом главном.

Фото1770На фотографии младшая группа ансамбля баянистов «Кнопочки баянные» во время рабочей репетиции.

Позаботьтесь о том, чтобы разучиваемый материал соответствовал техническим возможностям музыкантов. Усложнять репертуар следует весьма и весьма дозировано. Только в этом случае будут воспитываться и закрепляться все оркестровые навыки и расти исполнительское мастерство коллектива.

Некоторые сложности могут возникать у руководителя на репетициях из-за проблемности распределения внимания на основных элементах разучиваемого  материала. В начале работы с оркестром я частенько не замечал серьезных ошибок. И это случалось не потому, что у меня со слухом проблемы. Из-за неопытности не мог рационально распределить свое внимание по всем направлениям оркестровой игры.

Вот конкретные советы:

Начиная работу над новым произведением, направляем в первую очередь основное внимание на корректировку нотного материала, следим за точностью проигрывания партий музыкантами. При этом анализируем общее звучание, отыскиваем неточности, всевозможные «корявости».

Первые прогоны разучиваемого произведения обычно похожи на движение машины по бездорожью – пробуксовки, задержки, остановки, судорожный поиск верного пути. Избежать этого можно предельным замедлением темпа, усиленной индивидуальной работой над партиями. Но не стоит пугаться услышанного («грязного») звучания во время первых прогонов произведения. Я думаю, что это нормально. Уже во второй и третий раз игра станет чище, и вскоре произведение порадует вас своей чистотой и художественной выразительностью. (Еще об оркестре...)

На следующем этапе работы над произведением меняем направленность внимания. Следующая наша задача – штрихи, культура фразировки, ритмическая точность, оптимальная динамика. Лучше разбить эту задачу на несколько составляющих: отдельно проработать штрихи, отдельно фразировку и  так далее.

При продвижении вперед количество исполнительских задач увеличивается. Внимание руководителя и оркестрантов начинает работать комплексно, отслеживая одновременно различные  компоненты игры оркестра: мелодия, аккомпанемент, педаль, динамика, ритм и т.д.

В заключении хочу сказать, что каждая репетиция с ансамблем баянистов требует большой, вдумчивой подготовки руководителя. На самотек репетиционный процесс пускать ни в коем случае нельзя.

Ансамбль баянистов. «Зауральская кадриль»

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта