Главная » Основа функциональности в музыкальной форме

Основа функциональности в музыкальной форме

автор Юрий Петрович
18 просмотры

Конечной основой функциональности в музыкальной форме является общежизненная логика, законы которой, отраженные и преобразованные в соответствии со спецификой материала, действительны для музыкального искусства.

Связь музыкальной логики с закономерностями объективного мира можно наблюдать уже по отношению к общим принципам развития. Их жизненные прообразы — это контрасты и возвраты событий, переживаний, мыслей, наблюдаемых картин внешнего мира. Само ощущение непрерывно текущей жизни или устный рассказ о ней могут рассматриваться как отдаленный прообраз свободного развития в музыке.Основа функциональности в музыкальной форме

Если такие связи можно обнаружить даже в стихийных проявлениях жизненного процесса, то тем более несомненны они по отношению к логическим закономерностям человеческого мышления. Это особенно очевидно, если обратиться к звуковому запечатлению мыслительного процесса (речь) или к его письменной фиксации (литература, эпистолярность).

Исходной точкой, обычно, является высказывание какого-либо положения, формулирование тезиса. Для большей вескости, положение может быть подтверждено/повторено в прежнем виде или несколько изменено. Вслед за этим «внешним» закреплением естественны доводы «внутреннего» порядка — обоснования, доказательства.

Далее возможны различные пути — либо дальнейшее развитие высказанного положения, либо противопоставление ему иного положения, которое, в свою очередь, может подтверждаться и развиваться. Переход от одного положения к другому бывает и прямым, непосредственным и постепенным. Раньше или позже вся цепь приходит к последнему этапу — к выводам, итоговому обобщению. Утверждая зависимость музыкальной логики от закономерностей объективного мира, от логики мышления, мы должны в то же время полностью учитывать специфику музыкального искусства.

Степень близости музыкальных закономерностей общелогическим зависит от того, насколько в общелогическом законе представлен момент конкретного понятия или, наоборот, отвлеченно-научного обобщения. Так, понятие утверждения, по своей всеобщности не требующее особой конкретизации, весьма близко музыке. Но этого нельзя сказать, например, о понятиях аргументации, приведении системы доказательств, которыми в музыке можно пользоваться лишь условно.

Еще по теме  Развитие певческих навыков на уроке музыки.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.