Уроки музыки        26 декабря 2017        244         Комментариев нет

Основа функциональности в музыкальной форме

Конечной основой функциональности в музыкальной форме является общежизненная логика, законы которой, отраженные и преобразованные в соответствии со спецификой материала, действительны для музыкального искусства.

Связь музыкальной логики с закономерностями объективного мира можно наблюдать уже по отношению к общим принципам развития. Их жизненные прообразы — это контрасты и возвраты событий, переживаний, мыслей, наблюдаемых картин внешнего мира. Само ощущение непрерывно текущей жизни или устный рассказ о ней могут рассматриваться как отдаленный прообраз свободного развития в музыке.Основа функциональности в музыкальной форме


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="2837389906"
data-ad-format="auto">

Если такие связи можно обнаружить даже в стихийных проявлениях жизненного процесса, то тем более несомненны они по отношению к логическим закономерностям человеческого мышления. Это особенно очевидно, если обратиться к звуковому запечатлению мыслительного процесса (речь) или к его письменной фиксации (литература, эпистолярность).

Исходной точкой, обычно, является высказывание какого-либо положения, формулирование тезиса. Для большей вескости, положение может быть подтверждено/повторено в прежнем виде или несколько изменено. Вслед за этим «внешним» закреплением естественны доводы «внутреннего» порядка — обоснования, доказательства.

Далее возможны различные пути — либо дальнейшее развитие высказанного положения, либо противопоставление ему иного положения, которое, в свою очередь, может подтверждаться и развиваться. Переход от одного положения к другому бывает и прямым, непосредственным и постепенным. Раньше или позже вся цепь приходит к последнему этапу — к выводам, итоговому обобщению. Утверждая зависимость музыкальной логики от закономерностей объективного мира, от логики мышления, мы должны в то же время полностью учитывать специфику музыкального искусства.

Степень близости музыкальных закономерностей общелогическим зависит от того, насколько в общелогическом законе представлен момент конкретного понятия или, наоборот, отвлеченно-научного обобщения. Так, понятие утверждения, по своей всеобщности не требующее особой конкретизации, весьма близко музыке. Но этого нельзя сказать, например, о понятиях аргументации, приведении системы доказательств, которыми в музыке можно пользоваться лишь условно.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта