Понять роль и место музыки на празднике возможно только при знании основ самой музыки, изучении ее специфики как самостоятельного вида искусства. Поэтому нам необходимо рассмотреть те качества и особенности музыки, которые стали неотъемлемым компонентом праздника, а также конкретные функции музыки, ее возможности, в частности, создание эмоциональной атмосферы, национального колорита, духа эпохи, нужного темпо-ритма действия и т.д. Как известно основу музыки создают звуки. Именно звук передает действительность, ее звуковую сторону. Остальные ее проявления — опосредованные, т.е. ассоциативные, когда звуковые впечатления вызывают цветные, чувствственные ассоциации.Действительность сравнительно небогата звуками. Зрительные впечатления от действительности более разнообразны и богаты, чем слуховые. Мы видим множество предметов, а слышим только некоторые из них. Мы слышим звуки, но звуки организованы определенным образом, ритмом, гармонией, тембром. Эта система в музыке позволяет создавать различные музыкальные формы, музыкальные образы. Благодаря этой системе, музыка преодолевает обособленность реальных проявлений. Она может отражать действительность разнообразно, то при помощи Консонансов и диссонансов, то через звуковые нарастания и спады, ускорение и замедление. Музыка убедительно раскрывает контрасты жизни, их движение. Все эти особенности раскрываются через чувства самого человека. Если композитор пишет музыку о природе («Времена года» Чайковского) он не может не отражать в музыке свои чувства, настроения.
Именно эмоции, настроения, чувства — главные в музыке. Наиболее качественная особенность музыки — отражение эмоций, их изменение. Это не означает, что музыка не может отражать образ покоя, однако он носит условный характер, относительный. Чертами произведений, отражающих спокойствие, являются тихие звуки, бледные оттенки, повторы гармоничных или мелодических оборотов.Особенностью музыки является и то, что она опирается на интонации человеческой речи. Музыка будто говорит, но только интонации придают музыке особую эмоциональность. Благодаря своей эмоциональности, музыка в массовом празднике может психологически объясняет поведение героя, сама становиться сценическим образом, действующим лицом, выразителем темы, идеи. На празднике, прежде всего, нужен высокий эмоциональный накал, контрастность музыки.
Особенно отражает музыка речитативные интонации человеческой речи. Много примеров речитативов можно найти в русской опере, в русском романсе, особенно в произведениях А.С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского. В песне Даргомыжского «Старый капрал» четко передаются мужественные интонации языка старого солдата перед его наказанием. Особой психологичностью отличаются речитативы Мусоргского. В них раскрывается внутренний мир героя.
Но нельзя точно разъединить все мелодии на декламационные и песенные. Эти виды пения очень связаны и составляют суть вокальной музыки. На взаимодействии этих приемов основаны все формы от самых простых песенок до самых сложных произведений.
Мелодия — важнейший элемент музыкального искусства. Недаром ее называют «душой музыки». Именно поэтому эмоциональное воздействие музыки очень большое. Вспомним романс Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье», романс Чайковского на стихи А. Толстого «Средь шумного бала» и многие другие.Значительно увеличились возможности музыки, ее воздействие на человека с возникновением многоголосия, появлением музыкальных инструментов, а потом инструментальных ансамблей и симфонических оркестров. Музыкальные инструменты не только воссоздают интонации человеческого голоса, но создают и широкие возможности для отображения действительности. Если одноголосная мелодия заключает одну интонационный линию, то сложные инструментальные и вокально-инструментальные произведения отражают действительность объемно, многопланово, в столкновении различных начал.
Давайте посмотрим, проследим драматическую активность, конфликтность на примерах симфонической музыки. Четвертая симфония Чайковского начинается вступлением фанфар. Но это не праздник, здесь нет торжества, здесь веет холодом и угрозой. Постепенно фанфары рока затихают и изменяются траурной мелодией, которая повторяется несколько раз. Из этой темы вырастает, как бы в противовес ей, следующая тема. Музыка становится более оживленной, взволнованной. В ней уже не только грусть, но и слышны голоса протеста, борьбы.