Выразительные возможности музыки
Музыка, как ни один вид искусства, раскрывает чувства и настроения человека. Как известно, психологи определяют несколько видов эмоциональных состояний человека. Главные из них — чувства и настроения. Чувства предметные — они вызываются определенным объектом и направлены на него.
В отличие от чувств настроение — это общее эмоциональное состояние человека: веселье, решительность, бодрость, грусть, задумчивость. В настроении обобщаются многие эмоциональные впечатления человека, они определяют отношения его к действительности. Чувства обязательно связаны с конкретными объектами, музыка их отражает тогда, когда слушатель имеет возможность понять, какие предметы имеются в виду.
Правда, нередко красивую мелодию воспринимают как выражение темы любви, потому что она соответствует интонациям, свойственным ей, когда об этом говорят. Но ближе всего музыке характерны настроения человека. Настроения более богаты оттенками, это сложные эмоциональные состояния, которые носят расплывчатый характер. В музыке улавливается нечто общее, ее характер — радостная, добрая, спокойная, ласковая, грустная и т.д.
Вторая группа настроений — это эмоциональные состояния, которые передают качества личности, ее интеллектуальные особенности. Обычно такие эмоциональные состояния характеризует мелодия как энергичная, так и вялая, активная или инертная, решительная или нерешительная. Особенностью музыки является и то, что она открывает возможности ассоциативного восприятия. Любой нормальный человек сам как бы додумывает, дополняет свои впечатления, благодаря своему жизненному опыту. Эти ассоциации у каждого человека самые разные.
Изобразительные возможности музыки
Музыка может передавать как слуховые, так и зрительные впечатления от различных предметов и явлений. Это не просто звукоподражание, а различные ассоциации со звуками и шумами действительности. Звукоподражание — это повторение естественных шумов и звуков.
Музыкальная изобразительность — это воплощение в музыке естественных звуков и шумов (голос птиц, журчание воды, движение поезда, человеческие голоса). Пример «Веселый поезд» Соловьева-Седого, где передается движение поезда (кинолента «Первая перчатка»). Музыка может включать звукоподражание как один из элементов. Но в музыке изобразительные эффекты достигаются ассоциациями. В музыке редко встречается звукоподражание.
Лучше всего в музыке отражаются объекты, которые звучат: море, река, ветер, лес, птицы, животные. Можно привести много примеров: музыкальные образы леса в операх «Хованщина» Мусоргского, «Сказание о невидимом граде Китеже » Римского-Корсакова, «Повесь о настоящем человеке» Прокофьева.
В музыке отражается и человек, особенности его языка, ритм его движений. Это романсы-портреты Даргомыжского и Мусоргского. Великолепные образцы музыкальных характеристик-портретов дали Прокофьев в операх, Свиридов — в цикле песен на слова Бернса.
Определенное место в музыке занимает отражение и социального климата. Общественный быт изображается в музыке путем передачи немузыкальных звучаний практической жизни. Это, например, звуковые сигналы (пастушьи и охотничьи рога), звуки работы (удары молота, шум машин, стук колес), обрядовые звучания (колокольный звон). Все эти звучания воспроизводятся в музыке, они похожи на действительность, но полного сходства с оригиналом не имеют.
Наиболее полно отражает общественную жизнь народная и бытовая музыка, это голос и душа самого народа. Как отметил Чернышевский в работе «Эстетические отношения искусства к действительности», когда народную песню поют в реальной жизни и не для других, а для себя, чтобы отразить свои чувства, она становится не только произведением искусства, но и явлением самого жизни.
Музыка на празднике может выполнить многие функции: создать эмоциональную атмосферу праздника, охарактеризовать персонаж, подчеркнуть сломы действия, разрешить конфликт, завершить финал и т.д. Для педагога-организатора музыкальная драматургия — пример драматургии сценарной. Но для правильного, талантливого использования музыки на празднике педагогом, ему необходимо знать особенности музыки как искусства звуков — ее выразительные и изобразительные возможности, ее специфику, средства музыкальной выразительности.
