Научись играть сам        12 апреля 2017        282         Комментариев нет

Успешное выступление. Секреты мастера

В настоящее время часто сравнивают наш мозг с компьютером, отмечают его многократное превосходство. На наш взгляд, бурное развитие компьютера идёт в одном ряду с общей тенденцией развития науки прошлого века. Компьютер железо, техника, человеческий мозг физиология, психология. Ещё за много веков до появления компьютера мыслители, учёные выдвигали тезис: человек, познай самого себя». Как в древности, так и в настоящее время существуют люди, наделённые необыкновенными возможностями, способностями, о которых говорили: от Бога, не умея изучить, обобщить его опыт приобретения знаний, формирования умений, навыков, которыми он владеет. Главный фактор музыкального развития личности её собственная музыкальная деятельность, а внутри системы музыкальных деятельностей специфически эффективная роль в этом отношении принадлежит исполнительской деятельности. Проблемам обучения исполнительской деятельности всегда уделялось много внимания, но здесь остаются ещё и малоизученные аспекты, и противоречия в понимании методических вопросов руководства развитием исполнителя.

Одним из плодотворных путей выявления развивающих возможностей исполнительской деятельности можно считать применение в обучении системы научных положений общепсихологической теории деятельности, успешно реализуемых в настоящее время и в сфере педагогической психологии. С позиций этой теории, где за единицу деятельности принято действие, проведены сотни психологических исследований, в результате которых выстраивается цельная непротиворечивая концепция управления учением в целях развития учащихся.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Как вообще в психологии деятельности, так и в области исполнительской деятельности особой проблемой оказывается вопрос о выделении и формировании действий, реализующих исполнение. Нечто выделяется в деятельности как действие при наличии у него собственной цели с учётом тех закономерностей, согласно которым оно может превратиться в одном направлении в операцию (при лишении собственной цели), в другом направлении в деятельность (при приобретении собственного мотива). По отношению к исполнительской деятельности есть, на наш взгляд, основания выделять действия двух типов:

1) собственно исполнительское действие соответственно цели озвучивания такого фрагмента произведения, который имеет свой идейно-художественный смысл, и

2) техническое действие соответственно цели извлечения звуков (их систем) с теми или иными признаками на том или ином инструменте.

Сейчас возникает потребность выявления и развития скрытых возможностей человека, которые иногда проявляются при случайных стечениях обстоятельств и воздействий извне, сделать их массовыми, общедоступными. Компьютер начинает помогать продвижению этой идеи в жизнь. Интересен в этом плане эксперимент, проделанный нами по поводу высказывания уважаемого профессора Солопова М.Г. о некоторых малоизвестных способах работы выдающегося пианиста 20 века Рихтера С.Т. Говоря о его высочайшей требовательности к исполнению, Михаил Григорьевич приводил пример, что после концерта, состоявшегося в г. Бресте, Святослав Теофилович с 21.30 до 2.30 ночи в очень медленном темпе отрабатывал неудавшиеся, по его мнению, места в исполнении своей программы.Усомнившись в том, что у величайшего пианиста на концерте может быть неудачное исполнение, предположили другую версию цели его работы. Подобно тому, как концертный костюм чистят, гладят и вешают в шкаф на сохранение до следующего концерта, так и исполнитель чистит свою программу, сохраняя её до следующего исполнения. Проверить правильность догадки большого труда не составило. Находясь в хорошей форме, имея в репертуаре 10 — 12 концертных произведений, проиграв одно в очень медленном темпе, по психологической терминологии «с полной ориентировочной основой», другое в концертном варианте и, оставив их в покое на 3 недели, провели испытание.

Ансамбль «Кнопочки баянные». Руководитель Ю.Усов. Выступление на фестивале «Голоса Причулымья»

Первое произведение исполнялось в хорошем темпе, легко, свободно, без каких либо затруднений, будто его каждый день отрабатывали. Другое произведение исполнялось с большим трудом, имелось много запинок, остановок, и, чтобы доиграть его до конца, пришлось открыть ноты. Так вот в чём таился секрет работы мастера! Сейчас этим секретом владеют многие преподаватели и рекомендуют своим учащимся медленное проигрывание не только после концертного выступления, но и при окончании работы над каждым произведением.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта