За годы работы в детских садах, школах и учреждениях культуры у меня накопилось много записей, статей, заметок, методических разработок, сценариев, стихов и песен. Катастрофически не хватает времени, чтобы подготовить их к публикации и опубликовать на своем сайте. Но все-таки помаленьку занимаюсь этим. Многим моим записям уже сорок с лишним лет. И мне самому любопытно и интересно вспомнить, как обстояли дела в образовании и культуре почти полвека назад. Сегодня я публикую своеобразный отчет об одном из семинаров музыкальных руководителей детских садов, на котором мне посчастливилось присутствовать.
Тема: «Патриотическое воспитание в процессе творческого освоения музыки».
Привитие любви к своей малой родине, тому красивейшему уголку, где родился, вырос, получил первые жизненные уроки, начинается именно с детства. Каждый человек, в том числе и маленький гражданин, должен знать родной язык, культурное наследие своего народа, героическое прошлое своей страны, так как это наши корни, наши истоки.
Именно об этом шла речь во время семинара-практикума музыкальных руководителей района, который проходил в городском детском саду №8. Его организаторы стремились раскрыть содержание работы с детьми, педагогами, родителями в этом учебном заведении по организации патриотического воспитания в процессе творческого освоения музыки. Основной акцент был сделан на фольклорную культуру — русские народные песни, танцы, игры, частушки.
Еще праздник не начался, а все гости словно перенеслись в прошлое. Особый народный колорит создавали со вкусом подобранные декорации — уютная крестьянский дом с печью, украшенная домоткаными полотенцами с красочными узорами-цветами, прекрасными вышитыми изделиями, бытовыми устройствами, которыми пользовались наши предки.
Открыла семинар-практикум методист учебно-методического кабинета Татьяна Исаева. Она отметила, что детский сад №8 выбран местом проведения семинара не случайно — здесь есть чему поучиться и что показать, а работа по возрождению национальных традиций и обрядов — один из основных направлений работы коллектива.
— Многие явления детства человек помнит всю жизнь, — сказала Татьяна Анатольевна. — Поэтому необходимо именно в этот период знакомить будущее поколение с нашим духовным наследием, учить его понимать народное искусство, будить лучшие чувства прекрасного в сердцах ребят.
Продолжила начатый разговор заместитель начальника отдела образования Елена Акулина. Елена Васильевна остановилась на роли музыкального руководителя в формировании национальной культуры, отметила, что в его руках богатейший материал: и фольклорная творчество, и обрядовая поэзия. Кстати детей дошкольного возраста легко заинтересовать, ведь они любознательны, эмоциональны, чистосердечные, сразу откликаются на что-то интересное, с детской непосредственностью принимают активное участие в фольклорных праздниках. Елена Акулина считает, что только совместными силами можно воспитать достойных граждан нашей страны.
Интересно было узнать, что в саду функционирует дополнительная образовательная услуга по детскому ручному ткачеству, благодаря которой ребята присоединяются к одному из видов традиционного национального искусства — ткачество. Фрагмент такого занятия участники семинара увидели своими глазами. Дети даже продемонстрировали свои работы — яркие и красивые коврики, которые они соткали сами.
— Мы предложили родителям с дочерьми и сыновьями принять участие в изготовлении семейного герба, и они откликнулись, — сообщила Светлана Покатилова. — Спасибо всем. Было очень приятно слушать детей, как они делились своими впечатлениями от совместной с папами и матерями работы. Наши воспитанники узнали о семейных традициях, важных событиях своих семей, об их прошлом. Многие с гордостью рассказывали о своих прадедушка и прабабушек. Самое главное, что дети узнали о жизненных ценностях, чем живут их родители, глубже узнали свою семью, свою родословную.
Большое удовольствие, возвышенный настрой принесла гостям театрально-музыкальное представление «В гости к тете Лене». Маленькие воспитанники вышли в красивых русских национальных костюмах, с приятными улыбками на лицах и блеском в глазах. С какой радостью они дарили гостям свои музыкальные номера, теплоту и искренность своих маленьких сердец! Чудесно, весело, задорно исполняли народные песни и танцы, водили хороводы, угадывали загадки, которые предложила им гостеприимная и хорошая хозяйка Елена, ловко играли в игры с Котом. С первых слов покорил сразу всех Игорь Гаврилов. Надо было видеть, с какой интонацией, мимикой, усмешкой на лице, к месту подобранными жестами мальчик рассказывал небылицы! Прямо как маленький артист!
Мы хорошо понимаем: чтобы добиться такого отличного результата, нужно было работать всем: и главе учреждения, и воспитателем, и музыкальному руководителю, другим работникам сада, родителям не один день и даже неделю. Кроме того, не только дети, но и взрослые — участники театрально-музыкального представления были одеты в яркие костюмы.
Опытом работы по формированию музыкальной культуры дошкольников средствами русского фольклора поделилась с коллегами музыкальный руководитель яслей-сада №2 Светлана Хомутова.
— Мы понимаем, — подытожила Светлана Павловна, — что национальная культура всегда остается духовной сокровищницей. Этнокультура нашего народа имеет свой уникальный слой материальных и духовных ценностей. Она содержит мощный воспитательный потенциал для развития и формирования полноценной личности. Поэтому работа педагогов в этом направлении требует постоянного поиска новых способов и возможностей включения различных элементов этнокультуры в духовный мир маленького человека, чтобы воспитать его личностью. Общие цели объединяют коллектив, делают его прочным, творческим.
Интересно прошла и практическая часть семинара. Все его участники получили домашнее задание: подготовить игру, элемент народного танца и песенку, чтобы потом разучить их с незнакомыми детьми.
Музыкальный руководитель яслей-сада №5 Ирина Шпакова поблагодарила всех своих коллег за помощь и поддержку. Она считает: если работники коллектива работают в одном направлении, одной командой, то и результат всегда происходит хороший. Кстати, Ирина Анатольевна — человек творческий, одаренный, сама очень красиво поет, любит народные песни, танцы, поэтому эта тема ей очень близко. Свою любовь к фольклорному творчеству она уже двадцатый год подряд передает своим маленьким воспитанникам.
Во время семинара чувствовалось, что педагоги наших дошкольных учреждений с детства прививают своим воспитанникам любовь и уважение к своему родному краю, родному городу и деревне, родной культуре, родному языку, формируют интерес к истории России, ее прошлому и настоящему.
В заключение все участники стали в круг. Каждый сказал теплое и искреннее пожелание — добра, тепла, любви, взаимопонимания и взаимопомощи, творческого энтузиазма, чтобы педагоги с радостью и улыбкой шли по жизни.
Знаете, всегда, когда бываю в детских садах, чувствую легкость, на душе становится хорошо и спокойно. Почему так происходит? Потому что открыть свои сердца маленьким детям могут только добрые, искренние, душевные люди, чуткие и с большим терпением. Это настоящие уголки тепла, чистоты и доброты, и хочется, чтобы так было везде.
Январь 1980 г.