Воспитание        03 марта 2015        680         Комментариев нет

Патриотическое воспитание средствами фольклора

За годы работы в детских садах, школах и учреждениях культуры у меня накопилось много записей, статей, заметок, методических разработок, сценариев, стихов и песен. Катастрофически не хватает времени, чтобы подготовить их к публикации и опубликовать на своем сайте. Но все-таки помаленьку занимаюсь этим. Многим моим записям уже сорок с лишним лет. И мне самому любопытно и интересно вспомнить, как обстояли дела в образовании и культуре почти полвека назад. Сегодня я публикую своеобразный отчет об одном из семинаров музыкальных руководителей детских садов, на котором мне посчастливилось присутствовать.

Тема: «Патриотическое воспитание в процессе творческого освоения музыки».


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="2837389906"
data-ad-format="auto">

Привитие любви к своей малой родине, тому красивейшему уголку, где родился, вырос, получил первые жизненные уроки, начинается именно с детства. Каждый человек, в том числе и маленький гражданин, должен знать родной язык, культурное наследие своего народа, героическое прошлое своей страны, так как это наши корни, наши истоки.

Патриотическое воспитание средствами фольклора

Именно об этом шла речь во время семинара-практикума музыкальных руководителей района, который проходил в городском детском саду №8. Его организаторы стремились раскрыть содержание работы с детьми, педагогами, родителями в этом учебном заведении по организации патриотического воспитания в процессе творческого освоения музыки. Основной акцент был сделан на фольклорную культуру — русские народные песни, танцы, игры, частушки.

Еще праздник не начался, а все гости словно перенеслись в прошлое. Особый народный колорит создавали со вкусом подобранные декорации — уютная крестьянский дом с печью, украшенная домоткаными полотенцами с красочными узорами-цветами, прекрасными вышитыми изделиями, бытовыми устройствами, которыми пользовались наши предки.

Открыла семинар-практикум методист учебно-методического кабинета Татьяна Исаева. Она отметила, что детский сад №8 выбран местом проведения семинара не случайно — здесь есть чему поучиться и что показать, а работа по возрождению национальных традиций и обрядов — один из основных направлений работы коллектива.

— Многие явления детства человек помнит всю жизнь, — сказала Татьяна Анатольевна. — Поэтому необходимо именно в этот период знакомить будущее поколение с нашим духовным наследием, учить его понимать народное искусство, будить лучшие чувства прекрасного в сердцах ребят.

Продолжила начатый разговор заместитель начальника отдела образования Елена Акулина. Елена Васильевна остановилась на роли музыкального руководителя в формировании национальной культуры, отметила, что в его руках богатейший материал: и фольклорная творчество, и обрядовая поэзия. Кстати детей дошкольного возраста легко заинтересовать, ведь они любознательны, эмоциональны, чистосердечные, сразу откликаются на что-то интересное, с детской непосредственностью принимают активное участие в фольклорных праздниках. Елена Акулина считает, что только совместными силами можно воспитать достойных граждан нашей страны.

Интересно было узнать, что в саду функционирует дополнительная образовательная услуга по детскому ручному ткачеству, благодаря которой ребята присоединяются к одному из видов традиционного национального искусства — ткачество. Фрагмент такого занятия участники семинара увидели своими глазами. Дети даже продемонстрировали свои работы — яркие и красивые коврики, которые они соткали сами.

— Мы предложили родителям с дочерьми и сыновьями принять участие в изготовлении семейного герба, и они откликнулись, — сообщила Светлана Покатилова. — Спасибо всем. Было очень приятно слушать детей, как они делились своими впечатлениями от совместной с папами и матерями работы. Наши воспитанники узнали о семейных традициях, важных событиях своих семей, об их прошлом. Многие с гордостью рассказывали о своих прадедушка и прабабушек. Самое главное, что дети узнали о жизненных ценностях, чем живут их родители, глубже узнали свою семью, свою родословную.

Большое удовольствие, возвышенный настрой принесла гостям театрально-музыкальное представление «В гости к тете Лене». Маленькие воспитанники вышли в красивых русских национальных костюмах, с приятными улыбками на лицах и блеском в глазах. С какой радостью они дарили гостям свои музыкальные номера, теплоту и искренность своих маленьких сердец! Чудесно, весело, задорно исполняли народные песни и танцы, водили хороводы, угадывали загадки, которые предложила им гостеприимная и хорошая хозяйка Елена, ловко играли в игры с Котом. С первых слов покорил сразу всех Игорь Гаврилов. Надо было видеть, с какой интонацией, мимикой, усмешкой на лице, к месту подобранными жестами мальчик рассказывал небылицы! Прямо как маленький артист!

Мы хорошо понимаем: чтобы добиться такого отличного результата, нужно было работать всем: и главе учреждения, и воспитателем, и музыкальному руководителю, другим работникам сада, родителям не один день и даже неделю. Кроме того, не только дети, но и взрослые — участники театрально-музыкального представления были одеты в яркие костюмы.

Опытом работы по формированию музыкальной культуры дошкольников средствами русского фольклора поделилась с коллегами музыкальный руководитель яслей-сада №2 Светлана Хомутова.

— Мы понимаем, — подытожила Светлана Павловна, — что национальная культура всегда остается духовной сокровищницей. Этнокультура нашего народа имеет свой уникальный слой материальных и духовных ценностей. Она содержит мощный воспитательный потенциал для развития и формирования полноценной личности. Поэтому работа педагогов в этом направлении требует постоянного поиска новых способов и возможностей включения различных элементов этнокультуры в духовный мир маленького человека, чтобы воспитать его личностью. Общие цели объединяют коллектив, делают его прочным, творческим.

Интересно прошла и практическая часть семинара. Все его участники получили домашнее задание: подготовить игру, элемент народного танца и песенку, чтобы потом разучить их с незнакомыми детьми.

Музыкальный руководитель яслей-сада №5 Ирина Шпакова поблагодарила всех своих коллег за помощь и поддержку. Она считает: если работники коллектива работают в одном направлении, одной командой, то и результат всегда происходит хороший. Кстати, Ирина Анатольевна — человек творческий, одаренный, сама очень красиво поет, любит народные песни, танцы, поэтому эта тема ей очень близко. Свою любовь к фольклорному творчеству она уже двадцатый год подряд передает своим маленьким воспитанникам.

Во время семинара чувствовалось, что педагоги наших дошкольных учреждений с детства прививают своим воспитанникам любовь и уважение к своему родному краю, родному городу и деревне, родной культуре, родному языку, формируют интерес к истории России, ее прошлому и настоящему.

В заключение все участники стали в круг. Каждый сказал теплое и искреннее пожелание — добра, тепла, любви, взаимопонимания и взаимопомощи, творческого энтузиазма, чтобы педагоги с радостью и улыбкой шли по жизни.

Знаете, всегда, когда бываю в детских садах, чувствую легкость, на душе становится хорошо и спокойно. Почему так происходит? Потому что открыть свои сердца маленьким детям могут только добрые, искренние, душевные люди, чуткие и с большим терпением. Это настоящие уголки тепла, чистоты и доброты, и хочется, чтобы так было везде.

Январь 1980 г.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта