Уроки музыки        28 августа 2016        2630         Комментариев нет

Подросток на уроке музыки

Создание у учащихся старших классов благоприятного отношения к классическим произведениям и к эталонной эстрадной музыке является для учителей музыки особо значимой образовательной и воспитательной задачей.

Школьников-подростков необходимо учить рассказывать о своем отношении к тому или иному музыкальному произведению, о личных музыкальных предпочтениях, что позволяет опосредованно совершенствовать и обогащать речь подростка, к сожалению, часто не отвечающую требованиям нормативного строя речи.

В программах по предмету «Музыка» в 8 и 9 классах, рекомендованных Министерством образования РФ для общеобразовательной школы, предлагается перечень коммуникативных знаний и умений, которыми должны быть оснащены учащиеся — старшеклассники в ходе музыкальных уроков. Данные коммуникативные умения включают общие сведения о правилах работы с информационными данными на уроках музыки: переработка информации – доступное и понятное изложение материала музыкального текста; анализ и высказывание личных впечатлений от услышанного музыкального произведения; осуществление сравнительных характеристик музыкальных произведений; личностное оценивание того или иного музыкального текста, аргументирование своего отношения к музыкальным явлениям и т.п.песнииВ процессе разработки настоящей темы я предложил учащимся 8-9 классов написать мини — исследование на тему «Ваши любимые музыкальные произведения» с целью установления их мотивированности к изучению предмета «Музыка». Результаты показали, что старшеклассники абсолютно не имеют интереса к классической музыке и в числе их музыкальных предпочтений лидируют такие направления, как рэп, поп, хип-хоп, клубная музыка, транс и т.п. Как видим, большинство из перечисленных музыкальных предпочтений подростков не свидетельствует о высокохудожественных приоритетах в музыкальных предпочтениях.

Полученные данные доказывают то, что идет неоправданное утверждение приоритета «шлягерной», «попсовой» музыки, что поддерживается СМИ. Нужно обратить внимание, что известные ученые-методисты, занимающиеся вопросами музыкального воспитания, писали о проблемах привлечения старшеклассников к музыкальной культуре.  Подросткам, необходим мудрый, добрый наставник, сопровождающий их в многоликом и тернистом мире современной музыки. Современные тинейджеры неплохо развиты интеллектуально, но им нужно стать еще и интеллигентными людьми, готовыми оценить художественные продукты цивилизации – поэзию, музыку, и здесь роль музыкального воспитания неоценима.  Переизбыток жизненной энергии ведет за собой появление и другой характеристики подросткового возраста: дети не переносят ситуации ожидания.

Поэтому учителю музыки необходимо хорошо планировать каждый этап урока, включая в активную работу максимальное количество учащихся. Интересными уроками музыки для подростков будут такие, которые наполнены их эстетическими переживаниями, проблемными размышлениями. Познавательные интересы к миру музыки в работе с подростками должны объединяться с эмоциональными интересами к ней, характеризующимся вниманием к основным законам музыкального искусства. Учителя музыки часто сталкиваются на уроках с тем, что старшеклассники просят петь с ними очередной музыкальный шлягер, услышанный вне школы. Учитель не всегда способен ответить на запросы подростка о современных музыкальных стилях, что часто вызывает «недоверие» подростков, педагог перестает быть для них авторитетом. Общение в подростковом возрасте является основной деятельностью, а музыка – одним из его важных элементов. Для того чтобы самоутвердиться в подростковой среде, завоевывать уважение сверстников, старшеклассник получает знания о модном музыкальном направлении из СМИ, и не всегда эти знания благотворно влияют на формирование его музыкального вкуса.поютРоль учителя-наставника, заинтересованного собеседника в разговоре о современной музыке, чрезвычайно важна. Следует помочь подросткам воспринимать современные музыкальные произведения избирательно, оценивая их с эстетических и нравственных позиций, во взаимосвязи с нестареющей классикой, объясняя, что любой из видов популярной музыки имеет свои «классические истоки». Вот почему известные педагоги — музыканты говорят, что наиважнейшей задачей музыкального воспитания и обучения старшеклассников сегодня является ориентирование учеников в музыкальном мире, получение ими знаний о современной поп-музыке, путях ее становления, истоках, связи с классикой.  И при планировании музыкальных занятий, составлении репертуара школьного хора, совместно с эталонами академического, серьезного музыкального искусства не стоит забывать о современных эстрадных сочинениях в своем педагогическом активе: о лирических, шуточных, развлекательных эстрадных песнях, «легкой» музыке, джазе. Но при использовании образцов поп-музыки в среде подростков необходимо применять важные методические приемы: комментирование мелодической основы, критическое осмысление текста песни, характеристику манеры исполнения.

Эти приемы дают свой воспитательный эффект: учащиеся начинают осознавать примитивность содержания и легковесность средств музыкальной выразительности «легкой» музыки, что уже является залогом хорошего музыкального вкуса. Педагоги-практики предлагают разрабатывать «рациональный путь» работы с музыкальными произведениями, что удовлетворяет интересы и ожидания школьников-подростков.  А знакомство подростков с исполнительскими средствами выразительности в музыке обеспечивает понимание учащимися эталонов мастерства исполнения, что служит перспективой развития музыкального чувства школьников, пониманию ими загадочного и великого «мира музыки». При определенной мотивационной направленности такая технология работы учителя музыки становится важным средством формирования социально ценных качеств личности подростка, таких как интуиция, эмпатия, стремление к творчеству. Кроме того, как говорят учителя-практики, анализируя музыкальные пристрастия старшеклассников, учитель может сделать соответствующие заключения о мире, окружающем подростка, о его реальных житейских проблемах, об отношениях, которые складываются у него с этим миром, о его нравственных предпочтениях и опасениях.разработки уроков

 

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта