Далее работаем над партитурой по следующей схеме:
Учим поэтический текст наизусть и делаем для себя (как можем) его литературный анализ. Знакомимся с творчеством и биографией композитора, слушаем в записи другие его сочинения.
При помощи музыкального инструмента настраиваемся на тональность произведения и мысленно поем партии голосов. Сверяем свое мысленное пение со звучанием партии на инструменте. Что нам это дает? Мысленное интонирование нотного текста партитуры невероятно мощно активирует музыкально-слуховые представления, что позволяет наиболее приблизиться к авторскому замыслу.
Далее следует пропеть на piano все хоровые партии, переходя с одной партии на другую, соединяя свое пение с игрой на инструменте одной из партий.
Таким образом, мы выявим музыкальную фразировку, определим верное дыхание, обоснуем для себя необходимость указанных в нотном тексте агогических отклонений, отметим интонационные трудности, особенности ритмического построения произведения, нюансы наложения поэтического текста на мелодию и т.д.
Проигрывание хоровой партитуры на инструменте (фортепиано, баян, аккордеон) – очень важный момент работы над партитурой. Здесь руководитель хора сталкивается с проблемами техники владения инструментом. Дело в том, что хоровая партитура не всегда удобна для инструментального исполнения.
Однако, в любом случае нужно добиваться точного воспроизведения на инструменте авторского нотного текста. Это даст еще более глубокие понятия о гармонической модели сочинения. Ваша задача – максимально приблизить звучание инструмента к звучанию хора. Хорошо поможет здесь мысленное сравнивание реальной инструментальной игры с пением воображаемого хора.
Всегда помните о том, что от тщательности, скрупулезности предварительной работы над хоровым произведением будет зависеть быстрота и легкость разучивания произведения с хоровым коллективом.