Главная » Техника проблемного диалога на музыкальных занятиях

Техника проблемного диалога на музыкальных занятиях

автор Юрий Петрович
26 просмотры

Большие перспективы в воспитании юных исполнителей открывает техника проблемного диалога. Она дает хорошие результаты, тренирует интеллект, активизирует мыслительную и творческую активность учеников. Проблемно — диалоговый урок это урок, на котором перед учащимся ставятся и решаются проблемы в ходе организованного диалога с педагогом. Первый — формулирование темы или проблемы для изучения. Здесь создаётся проблемная ситуация.  Приведём примеры побуждающих вопросов педагога при работе над этюдами: «Соответствует ли твоё исполнение звуковому идеалу композитора?», «На какой вид техники этюд?», «В чём ты видишь технические трудности на данном этапе?» и т.д. Выслушав ответы, педагог специальными подводящими вопросами помогает ученику сформулировать проблему самостоятельно. Screenshot_7Может быть, она будет звучать так: «Каким техническим приёмом возможно наилучшим образом выполнить данную музыкально — художественную задачу?» (ожидания педагога), или иначе: «Как я могу сыграть быстрее?» (вариант ученика).На втором этапе — поиск решений ! — педагог как бы подталкивает учащегося к выдвижению своей гипотезы, предположения и проверке их, т.е. обеспечивает открытие новых умений и навыков методом проб и ошибок. К примеру, это могут быть подводящие вопросы, задаваемые педагогом: «Встречались ли тебе когда — либо подобные трудности?», «Сравни ранее пройденный этюд с тем, который учишь сейчас – что между ними общего и в чём различия?», «Какие способы и методы работы уже использовались в аналогичной ситуации?», «Возможно ли применить их здесь? Какие следует внести изменения?» и т.д.

В результате самостоятельной мыслительной деятельности, выдвижению и апробированию различных методов работы, ученик обоснованно приходит к выбору определённого технического приёма, результативность которого может быть оценена как им самим, так и с помощью педагога. Благодаря такому подходу у учащегося со временем развивается навык самонаблюдения, навык самостоятельного анализа технических трудностей, что позволяет использовать изученные ранее способы работы, отобрать из имеющихся в арсенале средств необходимые в каждом конкретном случае.

Еще по теме  Особенности организации коллективного музицирования (народные инструменты)

Приведём другой пример – применение методов проблемного обучения при работе с начинающими. Разучивание русской народной песни «Василёк» на фортепиано. При исполнении её от звука «фа» используются только белые клавиши. Давая задание подобрать эту песенку от «соль», педагог ставит ученика в проблемную ситуацию, требующую введения чёрной клавиши. Начав своё исполнение привычно по белым клавишам, учащийся слышит, что звучит неправильно, фальшиво. Педагог не спешит давать подсказку, а просит предположить — как сделать песенку правильной? В результате самостоятельных поисковых действий ученик находит необходимую чёрную клавишу и исполняет «Василёк» от заданной ноты правильно.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.