Баянисту зачастую приходится использовать для игры (даже в одном произведении!) разные тональности. То есть при переходе в другую тональность нужно менять расположение пальцев, согласно аппликатуре, рассчитанной на новую тональность.
Это касается, впрочем, не только баяна, но и большинства других музыкальных инструментов. Но обратите внимание на то, как устроена левая клавиатура баяна. Здесь при переходе в другую тональность положение пальцев сохраняется прежним.
Если освоена пальцовка одной минорной гаммы и одной мажорной, то у вас не будет проблем при игре в разных тональностях. Точно также устроена левая клавиатура аккордеона. Переход из тональности в тональность вызывает определенные технические затруднения, особенно для новичков. Ведь сменить положение пальцев – играть произведение от другой ноты – совсем не простое дело.Вспомните клавиатуру фортепиано: черные клавиши – диезы, бемоли – расположены группами по две и три клавиши, а между белыми клавишами не везде есть черные. Каждый раз аккордеонист или пианист для проигрывания произведения в другой тональности приспосабливает пальцы для нового положения. Согласитесь – не совсем удобно.
Одно из достоинств баяна заключается в том, что кнопки его правой клавиатуры распределены симметрично: все октавы имеют четыре ряда кнопок по три в ряду. Таким образом, если у нас возникает необходимость игры на полтора тона выше или ниже, то просто начинаем игру с соседнего поперечного ряда.
Расположение пальцев при этом не меняется. Уже лучше!!! Согласны? Но хотелось бы чего-то большего. Ведь смена тональности на полтона или тон остались все-таки проблемными. Все эти проблемы решает конструкция пятирядного современного баяна.На его правой клавиатуре пять вертикальных рядов кнопок, но первый и второй(ближние к корпусу) есть не что иное как повторение четвертого и пятого. Музыкант, как и на трехрядном баяне, ведет игру на трех рядах, выбирая из пяти рядов нужную тональность.
Чтобы сыграть на полтона ниже, нужно не на первых трех рядах, а на втором, третьем, четвертом. Если нужно опустить тональность на тон ниже, то играем на третьем, четвертом, пятом рядах. Удобство несомненное. Ведь для пятирядного баяна достаточно освоить две тональности, чтобы свободно, без проблем переходить из тональности в тональность во время игры.
Дополнительный ряд клавиш позволяет музыканту исполнять сложные композиции и сочетания аккордов, которые были бы невозможны на обычном баяне. Это делает игру на пятирядном баяне более интересной и разнообразной.
Кроме того, пятирядный баян обладает более широким диапазоном звуков. Дополнительная октава расширяет возможности исполнителя и позволяет играть более высокие или более низкие ноты. Это особенно полезно при игре в различных музыкальных жанрах, таких как джаз, классическая музыка или рок.
Еще одним преимуществом пятирядного баяна является удобство игры. Дополнительный ряд клавиш помогает музыканту более эффективно перемещаться по инструменту и быстро переключаться между аккордами. Это позволяет достигать более высокой скорости игры и большей гибкости в исполнении.
Наконец, пятирядный баян предоставляет дополнительные возможности для импровизации. Благодаря расширенному диапазону аккордов и звуков, музыкант может более свободно экспериментировать с мелодиями и гармонией. Это позволяет создавать уникальные и оригинальные композиции, а также придавать индивидуальность исполнению.
В целом, игра на пятирядном баяне предлагает музыканту расширенные возможности и большую свободу в исполнении. Дополнительный ряд клавиш, более широкий диапазон звуков, удобство игры и возможность для импровизации делают его привлекательным инструментом для профессионалов и любителей музыки.