Главная » Работа школьного хора над произведением.

Работа школьного хора над произведением.

автор Юрий Петрович
41 просмотры

В назначенный день и час собираются участники школьного хора на очередную репетицию. Кого-то нет, кого-то не было в прошлый раз. Ничего не поделаешь – самодеятельность со своими проблемами и больными местами, от которых не избавишься волевыми решениями.

Начинается занятие как обычно с краткого вступительного слова, рассказывающего о задачах текущей репетиции. Затем – традиционное распевание, настраивающее хористов на работу, дающее тренирующие нагрузки на вокальный аппарат певцов. Распевание очень важный момент в работе с любым хором – народным, академическим, взрослым, детским.

2015-03-27_225650Абсолютной безграмотностью руководителя являются занятия с хором без распевания. Ведь именно распевками вырабатывается большая часть вокально-хоровых навыков. Расширение диапазона звучания хора – тоже прерогатива распевок. И далее по списку: артикуляция, интонирование, динамика, ритмика и т.д. Распевание – азбука вокала, в которой корректируются, шлифуются природные данные певцов, нарабатываются приемы исполнительского мастерства.

После распевания и тщательного разогрева голосов можно приступать к работе над запланированным для разучивания произведением. Для школьных хоров это обычно песня.

Показ песни – концертный номер. Песня в исполнении руководителя должна прозвучать ярко, эмоционально, профессионально, раскрывая все нюансы композиторского замысла. Она должна увлечь хор, вызвать у школьников желание немедленно ее запеть. Этот интерес к песне нужно подогреть краткой беседой о композиторе и поэте, написавших песню, о каких-либо интересных фактах или событиях, связанных с ней. Одним словом, важно психологически подготовить коллектив к работе над произведением.

Сочинение для хора обычно многоголосно. Голоса, сливаясь при исполнении в единое целое, составляют звучание, чистота и строй которого зависят от точности каждого голоса. Добиться этой чистоты «сходу, смаху, снаскоку» никогда не получится.

Разучивание хорового материала начинается с разучивания каждой партии отдельно. Даже если уровень хористов достаточно высокий, и они свободно ориентируются в музыкальной грамоте и имеют опыт сольфеджирования, не следует пропевать произведение всем хором сразу от начала и до конца. Нужно учитывать, что в любом хоре есть более сильные и более слабые певцы.

Еще по теме  Практическая работа с партитурой

2015-03-27_225619У одних может получиться все верно и сразу, другим просто необходима доскональная проработка партии от начала и до конца, особенно мест наиболее сложных. От тщательности и скрупулезности в работе с хором по разбору и разучиванию партий будет зависеть качество звучания произведения в дальнейшем. Поэтому надо снова и снова прорабатывать сложные места, ликвидировать, выправлять малейшие неточности.

Разбирается произведение небольшими фрагментами, основной упор делается на более трудных для певцов гармонических построениях. Сразу же под особый контроль ставится интонационная и ритмическая точность пения. Проблемы верности интонирования должны постоянно отслеживаться и выправляться в звучании голосов хористов.

На начальном этапе работы школьного хора над произведением необходимо показать хористам логично верное направление его музыкальной речи, добиться, чтобы каждый из певцов чувствовал направление той или иной музыкальной фразы. Необходимо зафиксировать опорные точки, к которым и от которых идет движение мелодии.

Если все это не учесть, не отметить в сознании певцов, не «разжевать» вместе с ними, то пение коллектива превратится в простое воспроизведение нот партитуры. Такое пение вряд ли раскроет художественный замысел композитора и, конечно же, не устроит вас.

Очень часто руководители школьных хоровых коллективов делают грубейшую ошибку, оставляя детальную проработку трудных мест произведения на потом. Они работают по принципу чисто механического впевания хора в произведение, повторяя и повторяя его в надежде, что однажды оно зазвучит на высшем уровне.

Как правило, результат такого «впевания» отрицательный, противоположный. И вот прочему. Сложные места произведения так и не получаются т.к. они не были достаточно и детально проработаны. Простые же для исполнения эпизоды до того загоняются, что теряют для исполнителей свою привлекательность и глубинный внутренний смысл. А это значит, что произведение не будет звучать, не будет передавать замысел, душевный настрой автора и потеряет свою художественную ценность.

Еще по теме  Как правильно организовать работу с детским хором?

Руководителю хора надо всегда помнить о том, что его коллектив должен двигаться вперед к совершенству, к идеалу, к наиболее точному раскрытию замысла исполняемого произведения.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.