Уроки музыки        23 сентября 2011        878         Комментариев нет

Первые музыкальные звуки

Одной из наиболее важных проблем преподавания музыки в общеобразовательной школе является организация урока согласно положениям программ по музыке. Слушание музыки и ее анализ, пение на уроке, нотная грамота – вот эти программные направления и должен увязать учитель музыки в единое целое в построении своих уроков. Каждый музыкальный педагог решает проблему организации урока по своему: кто-то пользуется и очень успешно готовыми наработками, кто-то экспериментирует, ищет, изобретает. Хорошо, что у нас есть право выбора. И большинство из нас выбирает именно творчество.

2015-03-28_233940Итак, первые уроки музыки в первом классе. Дети слегка растеряны, озадачены. Им все непривычно и ново: и класс, и звонки на урок, и перемены с их шумом и суетой. А тут еще в класс входит какой-то дяденька с огромным баяном. От этой встречи ребятишки ждут чего-то необычного, сказочного. Дети ждут чуда. И оно должно состояться.

Вы, наверное, обращали внимание, как поют первоклашки на первых занятиях? Во всю моченьку, на которую способны, они стараются перекричать друг друга, выделиться из общего звучания голосов. Сразу же, безоговорочно такое пение надо прекращать. Заниматься вокалом с первоклассниками только на piano и еще тише. Неустанно напоминайте детям, что правильное пение начинается с очень тихого звука. Оно, словно горный ручеек, журчит, перекатывается по камушкам, создавая естественный, красивый, негромкий, но отчетливый звук. Поиграйте с ребятишками в журчание ручейка. Пусть каждый попробует голосом изобразить этот звук. А вы внимательно слушайте. А можете и сами попробовать. Не так-то это просто оказывается. Посмотрите, как стараются дети.

Сегодня у нас с первоклашками необычный урок музыки: идем в школьный парк «слушать ветер». Мы стоим под кронами могучих тополей и слушаем, как шумит оставшаяся на деревьях листва, как свистят телефонные провода. Потом мы все вместе пытаемся найти своими голосами унисон со звуками осеннего парка. И, знаете, получается. В какой-то момент звуки, издаваемые нами, сливаются с могучим звуком природы. Дети испытывают восторг.

Не надо на первых же уроках грузить первоклассников песнями, даже если у них есть кое-какая вокальная детсадовская подготовка. Начните все с начала. Побольше играйте с ними в звуки: гавкайте, крякайте, мурлыкайте. Учите детей отчетливо, выразительно воспроизводить простые одиночные звуки. Затем соединять их в простые мелодии.

Это и есть начало вашей вокальной работы с самыми младшими школьниками. Набирая опыт слушания и воспроизведения простых и ясных звуков, дети сами потянутся к наиболее сложному их сочетанию, в котором интуитивно будут отыскивать образ. А это уже серьезно.

Урок музыки – урок искусства. Строит урок учитель. Так постарайтесь построить его так, чтобы в нем звучало как можно больше гармоничных звуков, рождалось светлых и радостных музыкальных впечатлений. Не бойтесь где-то отступить от программных тем, задержаться на чем-то подольше. Ведь основная ваша цель – воспитание у детей интереса и любви к музыке, способности чувствовать ее, понимать, сопереживать.

2015-03-28_233731После того как мы вернулись сегодня с первоклассниками из парка, я нарочито медленно надел ремни баяна на плечи, выдержал затяжную паузу и заиграл. Просто играл. До самого звонка с урока. И мне не надо было спрашивать у учеников, понравилась ли им услышанная музыка. Все было написано у них на лицах.

Восторженность, светлую радость должны испытывать дети при встрече с музыкой. И тогда они ваши – и в урочной, и во внеклассной деятельности на все одиннадцать лет.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта