Школьный хор        26 сентября 2011        4727         Комментариев нет

Распевка в школьном хоре

Голос ребенка… Хрупкий, ломкий, неустойчивый. От хриплого до гортанно-визгливого, от шипящего до родниково чистого и мягкого. Именно с такими голосами дети приходят в школу, именно с ними и приходится работать учителю музыки. Чтобы сделать голос ребенка ровным, устойчивым, красивым, полнозвучным нам с вами, уважаемые коллеги, придется потрудиться основательно.

2015-03-27_225547Обратите внимание на то, как мы говорим. Речь любого человека насыщена всевозможными интонациями, тембровыми вариациями, динамическими нюансами. Вспомните, как мы рассказываем собеседнику о чем-то интересном, увлекательном. Переполненные чувствами, захлестнутые эмоциями, мы выдаем такие яркие, неповторимые монологи, что позавидовал бы любой драматический артист.

Но вот мы начинаем петь. И сразу понимаем, ощущаем, что куда-то подевалась, улетучилась, испарилась свобода владения голосовым аппаратом. Мы не узнаем свой голос, ставший вдруг непослушным, корявым, визгливым. Что же случилось?

Думаю, что в данном случае сказалось отсутствие элементарной практики пения. Чтобы голос при пении звучал свободно, непринужденно нужны определенные певческие навыки, добываемые систематической работой над вокальной техникой.

Начиная занятия со школьным вокальным коллективом (хор, ансамбль), педагогу следует неустанно внушать детям, что безголосых людей нет, что умение петь тренируемо и легко развивается особенно в раннем возрасте. С самых первых занятий вокалом ученик должен осознать свою певческую перспективу, ощущать результат занятий пением.

Начало вокальной работы с детским хором – приведение голосового аппарата участников в оптимально-рабочее состояние. Достигается это путем выполнения всевозможных распевочных упражнений, выбор которых зависит от состояния голосов учеников, уровня и однородности их вокального развития.

Распевание – прописная истина, которой ни в коем случае нельзя пренебрегать. Даже взрослые, опытные вокалисты без распевания испытывают большие затруднения при пении.

Распевочные упражнения выполняются стоя, что позволяет максимально освободить мышцы, участвующие в звукообразовании. Спина прямая, плечи расправлены, живот подтянут.

Первое упражнение, которое я обычно использую для распевания с детьми, как на уроках, так и в хоровой практике это гудение, жужжание, шипение. По команде дети издают гудящий звук с закрытым ртом. При этом они должны ощутить и зафиксировать вибрацию в лобных и гайморовых пазухах, проследить, как движется воздух при образовании звука. Выполняя это упражнение, дети должны научиться усиливать и ослаблять резонирование, отыскивая при этом удобное положение гортани. Гудение, а затем жужжание и шипение выполняются на цепном дыхании. Атака (начало звука) должна быть мягкой, свободной, естественной. Ученики обычно с удовольствием гудят и шипят. Дайте им возможность поупражняться в этом с различной динамикой до достижения при этом полного выдоха. Следите за тем, чтобы ваши вокалисты равномерно, экономно расходовали запас воздуха. Не допускайте излишне резких воздушных атак на резонаторы.

Открытое пропевание гласных позволяет певцу прочувствовать, как работает грудной резонатор. Использование грудного резонатора в пении дает дополнительную силу звуку, придает голосу мягкость, бархатистость. При распевании поем гласные четвертными нотами в следующем порядке, записанном для учеников на доске: А-Я-О-Е-Э-Е-Я. Полезно отдельно поработать с каждым из перечисленных звуков, добиваясь предельной отчетливости звучания гласных. Частенько случается так, что звук лишь в начале атаки соответствует заданной гласной, а затем смазывается, расплывается, становится неопределенным. Ваша задача – добиваться отчетливости звука на протяжении заданной длительности ноты. Перечисленные выше упражнения я считаю необходимым минимумом для первых занятий с хоровым школьным коллективом. В дальнейшем должны в обязательном порядке использоваться упражнения на движение мелодии, строй, расширение диапазона, артикуляционные, дыхательные упражнения, о которых вы сможете узнать в последующих статьях рубрики «Школьный хор».

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта