О пользе вокальных занятий с детьми сказано и написано очень много. Все знают, что такие занятия не только развивают и улучшают музыкальный слух и чувство ритма детей, но и способствует тренировке и улучшению памяти, развивают артистичность, стимулируют речевые функции. Специальные психологические исследования показали, что дети, занимающиеся вокальными упражнениями регулярно, намного спокойней и уравновешенней своих сверстников.
Вокальные навыки гораздо быстрее усваиваются, чем, например, навыки игры на музыкальных инструментах. Из всех видов детской музыкальной деятельности вокал наиболее доступен для ребенка любого возраста. Остается дело за малым – научить ребенка петь правильно.
Так как же обучать ребенка пению? Во-первых, малыш должен заниматься пением с удовольствием. Если он отказывается петь или говорит, что ему не нравится петь, не надо заставлять его делать это. Просто надо ловить момент, создавать условия, мотивирующие ребенка к самовыражению через пение.
Как это сделать? Почаще и побольше включать хорошую детскую музыку, читая ребенку стихи, пропевать некоторые фразы, использовать речитативы. В играх с детьми мурлыкать себе под нос какую-либо песенку и т.д. Велика вероятность, что ребенок в подобных условиях тоже будет подмурлыкивать, подпевать, копируя ваше поведение. А это уже неплохое начало.
Следующий этап обучения пению – освоение дыхательных упражнений. Это очень важно! Без хорошего, сильного, правильного дыхания, все ваши старания в занятиях вокалом с детьми пропадут даром. Вот самые простые и общедоступные упражнения на дыхание:
- «насос» — предлагаем ребенку надуть воображаемый воздушный шар;
- «ветер» — просим малыша изобразить порывы ветра. Они должны быть как отрывистые, так и ровные, усиливающиеся и ослабевающие.
- Можно также использовать очень короткие задержки дыхания после выдоха и вдоха.
- Прекрасное тренировочное упражнение – задувание воображаемого пламени свечи до полного выдоха.
Но помните: здесь главное – не переусердствовать! Перечисленные упражнения можно легко вмонтировать в повседневные детские игры. Ребенку вовсе не нужно знать, что он выполняет именно дыхательные упражнения. Пусть для него это будет игра. В следующих статьях мы поговорим о том, как должен ребенок петь, какие вокальные упражнения использовать, какой репертуар осваивать и т.д.
Затем можно постепенно вводить простые вокальные упражнения, такие как распевки, которые помогут развить диапазон и дыхание. Важно не забывать о том, что занятия должны быть интересными и разнообразными. Можно использовать любимые песни детей, чтобы они могли петь вместе и получать удовольствие от процесса.
Также стоит уделить внимание индивидуальным особенностям каждого ребенка, чтобы понять, что именно ему интересно и что он хочет развивать. Главное — это поддерживать их интерес к музыке, поощрять эксперименты с голосом и помогать им развивать уверенность в своих способностях. Вся работа должна быть легкой и радостной, чтобы дети с удовольствием приходили на занятия и ждали новых открытий в мире музыки.
Не забывайте о том, что дети любят экспериментировать. Позвольте им пробовать разные стили пения, будь то поп, рок или народные песни. Это может стать отличным способом выявить их предпочтения и таланты. Также можно организовать небольшие выступления, где каждый сможет показать то, чему научился. Это не только развивает вокальные навыки, но и помогает преодолеть страх перед аудиторией.
Важно помнить, что процесс обучения должен быть увлекательным. Используйте различные элементы, такие как движение, игры с ритмом и даже танцы, чтобы сделать занятия более динамичными. Таким образом, дети будут не только развивать свой голос, но и получать удовольствие от музыки в целом.
Важно, чтобы занятия были не только обучающими, но и вдохновляющими. Создайте пространство, где дети смогут открывать для себя мир музыки, развивать свои таланты и, что самое главное, наслаждаться процессом.
Когда мы говорим о вокальных занятиях с детьми, стоит задуматься о том, как музыка может стать не только средством самовыражения, но и способом формирования социальных навыков. Пение в группе способствует укреплению дружеских связей, помогает детям учиться работать в команде и поддерживать друг друга. Это может быть особенно важно для детей, которые могут быть стеснительными или неуверенными в себе.
Постепенно вводя элементы импровизации, можно дать детям возможность создавать свои мелодии или тексты. Это не только развивает творческое мышление, но и помогает им осознать, что музыка — это нечто большее, чем просто набор нот. Это способ рассказать свою историю, выразить свои чувства. Когда они начинают понимать, что их голос может быть инструментом для передачи эмоций, это открывает новые горизонты для их самовыражения.
Важно также учитывать, что каждый ребенок уникален. У кого-то может быть природный музыкальный слух, а кто-то может нуждаться в дополнительной поддержке. Важно не сравнивать детей друг с другом, а сосредоточиться на их индивидуальном прогрессе. Поддержка и поощрение могут сыграть решающую роль в формировании их уверенности и желания продолжать заниматься.
Важным аспектом является также работа с эмоциями. Пение — это не только технический процесс, но и эмоциональный. Помогая детям осознать свои чувства и выражать их через музыку, вы можете научить их справляться с эмоциями более здоровым способом. Это может быть особенно полезно в моменты стресса или тревоги.
Кроме того, в процессе занятий можно использовать и другие виды искусства — танец, театр, живопись. Это создаст более интегрированный подход к обучению и поможет детям увидеть, как музыка связана с другими формами самовыражения. Например, создание небольших театрализованных постановок, где они могут петь, танцевать и играть роли, может стать не только увлекательным, но и познавательным опытом.
В конечном итоге, основная цель вокальных занятий — это не просто научить детей петь, а дать им возможность исследовать мир музыки, развивать свои таланты и находить радость в творчестве. Создание поддерживающей и вдохновляющей среды, где они могут свободно выражать себя, поможет им не только в вокальных занятиях, но и в жизни в целом.