Научись играть сам        09 апреля 2017        2392         Комментариев нет

Баян. Тренировка пальцев

Итак, вы уже попробовали потыкать пальцами кнопочки баяна и сразу почувствовали: пальцы не слушаются, не хотят точно выполнять ваши команды, отказываются бойко бегать вверх и вниз по клавиатуре инструмента. Так и должно быть, ведь у ваших пальцев появилось новое, незнакомое дело да, к тому же, довольно сложное, вот они и упрямятся.

Заставить пальцы работать на клавиатуре можно только тренировкой. Мышцы и суставы кисти можно за короткое время научить выполнять ваши команды. Метод тренировки пальцев для игры на баяне достаточно прост.2014-12-20_172833Можно со звуком, можно без извлечения звука нажимать кнопки баянной клавиатуры в определенных последовательностях, комбинациях. По мере ознакомления с музыкальной грамотой эти упражнения трансформируются в игру гамм, арпеджио, аккордов.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Но пока же ваша задача: поставить пальцы на место, приучить их к клавиатуре, принудить к послушанию. Последовательности нажатия кнопок и комбинации нажимов каждый может придумать сотни. Начинать выполнять эти упражнения следует в очень медленном темпе, ставя палец на очередную кнопку свободно, без напряжения. Затем темп увеличивается постепенно до максимального, который смогут выдержать ваши пальцы.

Подобные манипуляции с пальцами на клавиатуре должны стать ежедневными как умывание и чистка зубов по утрам и занимать 10-15 минут. Уже через неделю тренировок по такому методу, вы почувствуете, что пальцы стали послушнее, что они с удовольствием выполняют ваши команды. В этом направлении можно пойти дальше. Изготовьте одноактавный макет-тренажер правой клавиатуры. Для этого можно использовать досочку длинной 12 см., шириной 7см., толщиной 1 см. Заготовка тщательно прошлифовывается наждачной бумагой. Затем мелкими саморезами прикручиваем на нее кругляшки из плотного войлока толщиной 5-7 мм. Эти кругляшки должны иметь размер кнопки баяна. Естественно, нужно как можно точнее(в соответствии с оригиналом) распределить их на макете.2014-12-20_173213Этим нехитрым устройством можно пользоваться во время просмотра фильма, в общественном транспорте, на лекции и т.д. Придумываем для пальцев различные позиции, комбинации, последовательности и тренируемся, тренируемся, тренируемся.

Не надо забывать и о левой руке. Сделать для нее тренажер сложнее, хотя и возможно. Но и без тренажера можно придумать массу разных упражнений для развития и растяжки пальцев левой руки. В этой книге мы еще не раз будем говорить о специальных тренировках пальцев после ознакомления с музыкальной грамотой.

Некоторые  секреты  пальцевой  техники

В недалёком прошлом большинство методистов пропагандировало избавление от всяческих мышечных напряжений, зажатий, как непременное условие развития техники, игнорируя давно известные, научно обоснованные истины. Как пример, приведём некоторые из них. Для достижения точности в мелких движениях необходимо обоюдное напряжение в мышцах-антагонистах, как сгибателях, так и разгибателях. Обоюдное напряжение мышц-антагонистов пальцевых фаланг до их полной фиксации при импульсном движении в пястно-фаланговых суставах. Полистав учебники студентов-медиков, можно найти много информации, пригодной музыкантам.

Некоторые баянисты-практики имеют в своём арсенале способы работы по развитию техники, весьма отличающиеся от методики традиционной, не объяснённой научно, но дающей отличные результаты. Всем известный баянист М.Г.Гришаев пропагандировал развитие пальцевой техники начинать с репетиций аккордов сильно напряженными, зажатыми пальцами. На первый взгляд, абсурдная методика, при внимательном, углублённом рассмотрении обнаруживает, что при фиксации пальцев в фаланговых суставах, движения в пястно-фаланговых, пястнозапястном и луче-запястном суставах должны в процессе работы по возможности всё более и более освобождаться от напряжения антагонистов, добиваясь их расслабленности, как «мокрая тряпка».

Применение этой Гришаевской методики попутно решает некоторые технические проблемы постановки. Достигнув возможности пальцевого напряжения при нейтральности, свободе запястья, которое служит барьером для распространения иррадиации, рука сама находит лучшее положение, освобождая сознание  для другой работы.

Н.В.Прошко посвятил меня в методику отработки мелкой пальцевой техники московских баянистов, заключающейся в медленном проигрывании твёрдыми, напряжёнными пальцами, в котором заложен  кроме разделения пальцевых и запястных напряжений, ещё один секрет, состоящий в функциональной разности работы фаланговых и пястно-фаланговых суставов. Первые решают задачу подготовки, вторые исполнительского импульса.

Точно такое же теоретическое обоснование имеет методика отработки мелкой пальцевой техники профессора Киевской консерватории М.М.Гелиса. Движения выполняются в очень медленном темпе совершенно расслабленными, ненапряжёнными пальцами. Подготовительными движениями в фаланговых суставах палец сосредотачивается и высоко останавливается над клавишей, движением в пястно-фаланговом суставе так же медленно палец нажимает и удерживает клавишу.

Тем временем другой палец совершает подготовку, медленный замах, передвижение к другой клавише, останавливаясь над ней. Проработанное таким способом место в разучиваемом произведении в быстром темпе получается на удивление легко, чисто, ровно. Применяемая профессором методика не нова, как бывший скрипач, он приспособил для развития техники баянистов давно известные в скрипичной методике приёмы.

Интересен вариант мелкой пальцевой техники, встречающийся среди сибирских и уральских баянистов, за которым закрепилось название «ползучая техника», в котором импульсные движения пястно-фаланговых суставов замещаются движениями предплечья «пронация-супинация», относящиеся к крупной технике, но применяемые при исполнении трелей и тремоло.

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта