В прошлом бытовало мнение, что игре на инструменте можно научить при условии, если с учащимся постоянно будет работать преподаватель, не допуская самостоятельных занятий.
И в наше время многие преподаватели, желающие быстро добиться от учащегося высоких результатов, требуют, чтобы на уроках постоянно присутствовали родители и чтобы домашние задания выполнялись под строгим их контролем. Конечно, такая работа приносит победы на конкурсах, раннюю славу ученикам, «мундир с наградами» преподавателям, однако вечно такое невозможно, рано или поздно учащийся должен начать заниматься самостоятельно.Вот тут—то обнаруживается, что он этого делать не умеет. В результате у учащегося наступает длительный застой, преподаватель нервничает, родители недоумевают – «иссяк талант». Многие учащиеся не выдерживают нервного перенапряжения, получают психические травмы, бросают занятия. Но это, конечно, крайний случай. Чаще всего на практике застой длится половину времени, которое учащийся занимался с родителем или репетитором.
Если такие занятия продолжались три года – полтора года нечего ждать от учащегося роста, продвижения в овладении инструментом. Сопутствующее при этом чувство неуверенности, опустошённости, неустойчивости, внутреннего дискомфорта в занятиях оставит негативный след на долгие годы. Не допустить такой травмы учащегося может преподаватель, чутко улавливающий внутреннее состояние ученика. Он, формируя технику и культуру исполнения, направляя занятия, не подавляет при этом творческой активности, самостоятельности учащегося, являющейся основой развития личности.В процессе обучения деятельность вначале выполняется как внешняя, разделенная между учащимся и обучающим. Как же она разделяется, какие функции берет на себя обучающий преподаватель, а какие – учащийся? Психологический анализ показывает, что на начальном этапе обучения учащийся выполняет исполнительные функции, а преподаватель – функции оценки, анализа и планирования работы учащегося, т.е. за учащимся закрепляются внешние функции этой разделенной деятельности, а преподаватель выполняет внутренние, психологические.
В подтверждение этому знаменитая А.Д. Артоболевская, вырастившая много молодых сильных пианистов, говорила, что, обучая, играла их руками и своей головой, т.е. голова учительницы и руки учеников действовали как единый организм.
Развитие самостоятельности учащегося как музыканта—исполнителя предполагает присвоение им внутренних функций деятельности, которые ранее выполнял преподаватель.
К важнейшим психическим функциям относятся оценка, анализ и планирование деятельности. У мастера, великолепно владеющего инструментом, внутренние психические функции осуществляются автоматизированно, подсознательно и совершенно незаметно, что создает иллюзию их отсутствия и порождает мнение об их ненужности. Однако за этой кажущейся легкостью стоит большая внутренняя психическая активность.В оценке проявляется вкус, знание того, «что такое хорошо и что такое плохо». Оценка руководит всей деятельностью учащегося по разучиванию, отработке и исполнению музыкального произведения. Пока учащийся не научится предъявлять к своей работе высоких требований, он ориентируется на оценку, вкус преподавателя или слушателей. По этому поводу уместно вспомнить афоризм Р. Шумана, высказанный в работе «Жизненные правила для музыкантов»: «Играй всегда так, как если бы тебя слушал мастер». Придерживаясь этого напутствия, учащийся успешнее воспитывает в себе исполнительскую культуру, музыкальный вкус, оценку своего исполнения.
Применительно к обучению музыке анализ – это разложение исполнения на составные элементы. Кроме анализа музыкального произведения по форме и средствам выразительности, сюда входит анализ исполнительских движений, ощущений, восприятий, представлений – т.е. работы всего исполнительского аппарата. Преподавателю, кроме умения анализировать собственное исполнение, приходится проникать во внутренний мир учащегося, анализировать его внутреннюю работу управления движениями, структуру формирования музыкально—исполнительского образа.Это и является главной трудностью начинающего преподавателя, хотя, возможно, он сам прекрасно владеет инструментом. Первоначально, когда оценка покажет, что исполнение учащимся не нравится преподавателю, он проигрывает на инструменте данный отрывок, анализирует своё исполнение, сравнивая с исполнением учащегося. В дальнейшем преподаватель научается, слушая учащегося, играть в уме вместе с ним, облегчая тем самым процесс анализа.
Функция планирования предполагает постановку цели и задач, а также выбор способов их достижения. Большая часть преподавателей считает планирование своим уделом, а делом учащихся – выполнение. Но практика показывает, что выполнение задания напрямую зависит от умения учащимся планировать свою домашнюю работу. Большинство учащихся, показывающих слабые результаты в овладении игрой на инструменте, страдают не от недостатка способностей и музыкальных данных, а от неумения организовать, планировать самостоятельные занятия, выполнять задания преподавателя, не теряя представление поставленной цели при восприятии собственной игры на инструменте.
Психическое не просто проявляется и формируется во внешней деятельности, а формируется из неё. Внутреннее, психическое есть преобразованное внешнее, материальное.