Школьный хор        30 ноября 2011        2749         Комментариев нет

Школьный хор

Для развития хорового искусства  есть прекрасный пример — Прибалтика и вообще Европа, где дети занимаются хоровыми песнопениями в течение десяти классов и где хоровые праздники объединяют тысячи людей, фактически объединяют нации. Мы просто мало об этом знаем, но это так. И, например, по данным ЮНЕСКО, хоровое пение в мире объединяют самое большое количество людей, занимающихся коллективной творчеством, обгоняя по этому показателю даже такие популярные виды спорта, как футбол или хоккей.

А для того, чтобы так было и у нас, нужно просто в обычную среднюю школу ввести нормальные уроки пения с нормальным учителем и нормальной программой, дать детям возможность развиваться в этом направлении, создавать в обычных школах детские хоры, как это было в советские времена. Я помню по себе, по своему детстве: если в нашем районе начинался смотр художественной самодеятельности, я стоял по три дня за сценой с баяном и аккомпанировал хорам, потому что каждая деревенская школа, даже та, в которой училась всего 30 человек, привозила хор . Понимаете: 30 человек учатся и все 30 человек поют. Пусть поют одноголосьем или двухголосьем, но люди поют.Школьный хорБезусловно, многие кивают сегодня на неблагоприятную для развития искусства экономическую ситуацию. Но я считаю, что разруха не в экономике, а в мозгах. Ведь во время войны, когда отливали пули и делали пушки, когда люди умирали и голодали, организовывались ансамбли песни и танца. Было понимание: если не будет духа, то очень трудно будет преодолеть все невзгоды. А теперь ... Ну, когда-нибудь же настанут лучшие времена для экономики. Главное — не растоптать хоровое искусство, не дать ему умереть.Школьный хорРабота учителя музыки в школе обычно не ограничена уроками музыки. Заинтересованные директора школ так или иначе находят оплачиваемые часы для кружковой работы, организации различных внеклассных мероприятий музыкально-педагогической направленности.
Одной из самых распространенных форм внеклассной деятельности учителя музыки является руководство школьным хором. Учитель-музыкант должен иметь знания и навыки по организации детского хорового коллектива и работе с ним. Сюда можно отнести технику распевания, показ хоровой партитуры на инструменте и своим голосом, умение задавать тон хору, практические навыки репетирования и дирижирования.

Как создать хор в школе? Проще и быстрее подобрать инициативную группу из числа желающих петь в хоре. Для этого прямо на уроках или в индивидуальном порядке следует побеседовать с учениками. Желающие обязательно найдутся. Они и составят основу будущего вокально-хорового коллектива. Ни в коем случае не надо сгонять детей в хор в приказном порядке. Коллектив, организованный авторитарными методами обречен на развал в самое ближайшее время и занятия с ним – бесполезная трата времени. Методов привлечения новых участников в хоровой коллектив достаточно много, но наиболее действенный — это выступление вокальной группы, собранной по желанию, с несколькими концертными номерами на каком либо празднике, вечере, линейке.

Наверняка после такого выступления найдутся еще желающие заниматься хоровым вокалом.
Создавая хоровой коллектив в школе, вы создаете традиции, новую форму отношений между учащимися и должны позаботиться о том, чтобы эти отношения были мягкими, добрыми, в высшей степени гуманными. Вы должны создать в коллективе атмосферу психологической комфортности для детей. Такой коллектив обречен на долгую жизнь и плодотворную работу.

Screenshot_11Полезным будет побеседовать с каждым классом об организации в школе хорового коллектива. Для этого можно подготовить электронную презентацию с планом работы, целями, задачами, перспективами будущего коллектива. Здесь же следует рассказать о содержании занятий, планируемом репертуаре. Особое внимание надо уделить прослушиванию хоровой музыки в детском исполнении, используя при этом соответствующие клипы, видеозаписи, слайдшоу. Обязательно отвоюйте в коридоре школы место под свою постоянную рекламу.

С помощью активистов изготовьте и оформите информационный стенд о работе школьного вокально-хорового коллектива с расписанием занятий, обновляющимися новостными блоками, фотографиями выступлений, приглашением в хор новых участников.

УСЕРДНО  ПОЙ  В  ХОРЕ

Важность такого напутствия молодым музыкантам Р.Шумана знают все, но практически мало кто из преподавателей обременяет учащихся своего класса дополнительными занятиями, перегруженных учебными программами. Ещё меньше преподавателей поют сами, лишаясь возможности развиваться, осваивая такую обширную область музыки, как хоровое пение. Ограничивая себя в познании, невозможно успешно преподавать даже в узко специальных инструментально – исполнительских дисциплинах, на первый взгляд обособленных, самостоятельных.

В моём классе баяна занималась Мария Кукольник. Очень старательная, прилежная, но отсутствие певучего звука и слабого интонирования не давало возможности полноценно, успешно осваивать игру на инструменте. С первого курса ей было рекомендовано посещать занятия академического хора  и заниматься композицией . Дополнительная нагрузка дала положительный результат: на третьем курсе появился певучий звук, значительно улучшилось интонирование в игре. Мария на Государственном экзамене отлично исполнила на баяне и продирижировала собственные сочинения, при поступлении в педагогический университет под собственный аккомпанемент спела два своих романса, была зачислена и успешно закончила учёбу.

 

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта