Само собой разумеется, что, будучи людьми, изучающими музыку, мы значительное количество времени тратим на занятия непосредственно инструментом.
Мы тратим много часов, много дней, на создание музыкальных сюжетов с помощью наших инструментов, стараясь придать им желаемое художественное видение.
Так и должно быть — ни один музыкант не достиг мастерства в игре на инструменте, не играя на нем.
И все же достижение музыкального мастерства — это не только продукт генерации звука из наших инструментов. Вы когда-нибудь слышали, как малыши дубасят по клавишам пианино? Это их действие безусловно можно квалифицировать как генерацию звука. Однако никто не скажет, что это есть музыкальное мастерство…
Чего не хватает в игре малыша по сравнению с игрой опытного музыканта?
Прежде всего, конечно, часов, месяцев, лет, которые опытный музыкант потратил на практическое изучение своего инструмента.
Но это еще не все.
Опытные музыканты часто ищут способы продолжить изучение и практику своего мастерства без использования инструмента.
Они могут изучать нотный материал в автобусе или пытаются услышать фрагмент произведения в своей голове во время прогулки по парку.
Они могут представлять свои механические действия в соотношении с увиденным нотным текстом и искать способы расширить свои знания о музыке, над которой они работают.
Они создают мысленные образы того, каким хотят слышать своё произведение, и стремятся к тому, чтобы иметь возможность выделять и идентифицировать аспекты этой пьесы только из созданного мысленного образа.
Они целенаправленно будут слушать огромное количество музыки, которая похожа на ту, над которой они работают, и так далее.
Они понимают, что существует целый мир улучшений в технике игры, который можно найти за пределами инструмента, и что ограничиться только инструментальной практикой — это обеднить учебный процесс, потенциально отодвигая его к ряду рутинных действий и методов.
Что вы можете сказать о произведении, используя только ваше зрение и знания о том, как работает музыкальная нотация?
Возможно, вы сможете услышать звучание произведения в своей голове или выбрать отдельные элементы и описать, как они работают.
Вы, вероятно, сможете определить ритм и прохлопать его.
Вы можете определить динамику и ключ.
Если вы обладаете знанием аккордов, вы можете определить более крупные структуры аккордов. Возможно вы сможете найти мелодическую линию и пропеть ее вслух или в своей голове.
Представьте, что вы сидите за своим инструментом. Пофантазируйте, как вы будете играть разбираемый нотный текст, используя аппликатуру и технику, которую вы использовали бы, если бы на самом деле играли. Подумайте, какие пальцы вы бы использовали, как двигалась бы ваша рука.
Теперь идите к своему инструменту и посмотрите, сможете ли на нем сыграть то, что минуту назад представляли.
Чувствуете ли вы, что мысленная работа с партитурой облегчает перевод ее на инструмент?
Независимо от того, был ли у вас ответ «да» или «нет», есть определенный факт о занятиях музыкой, который мы все разделяем: мы не всегда можем сидеть за инструментами.
К счастью у вас есть время поработать над разучиваемыми произведениями без инструмента, есть много способов углубить ваше знакомство с музыкальным материалом, над которым вы работаете, и который вы можете использовать даже тогда, когда у вас есть в распоряжении только ваш мозг и внутренний слух.
Одна из тех полезных областей, которые необходимы для работы над произведением без инструмента — ментальная визуализация.
Она может быть укреплена с помощью ряда различных практик. Вы можете выбрать отрывок музыки для визуализации в своей голове и попытаться перебрать мысленно все ноты или аккорды. Вы можете попытаться соединить мысленный образ партитуры в своей голове с воображаемой аудио-версией, которая, естественно, помогает вашему мозгу отладить связь звука и мысленного изображения.
Цель любого из этих упражнений двоякая. Во-первых, вы будете конструктивно думать о музыке, над которой работаете, даже если у вас нет рядом инструмента, на котором можно практиковаться. Это всегда хорошо, независимо от контекста или метода. Во-вторых, вы будете заставлять свой мозг задействовать гораздо больше и другим способом, чем обычно, когда вы просто садитесь за инструмент.
Попробуйте описать словами как именно вы проигрываете на инструменте какой-либо фрагмент разучиваемого произведения, отмечая буквально все детали нотного текста, включая аппликатуру.
Уверяю вас, польза от мысленной работы над произведением и визуализации вашей игры огромна. Как только вы сможете объяснить или описать музыкальную концепцию или техническую специализацию с помощью не музыкальных средств, вы действительно сделаете для себя множество открытий и многократно ускорите процесс обучения игре на инструменте.
Прослушивание музыки
Вы прослушали новое произведение. Каков был ваш опыт прослушивания? Вам понравилась музыка? Не понравилась? Это то, что вы бы снова послушали? Это то, что вы хотели бы сыграть?
Какими бы ни были ваши ответы на эти вопросы, то, что вы только что сделали, слушая музыкальную пьесу, считается одной из самых важных и недооцененных практик, которые вы можете использовать вдали от своего инструмента.
Для многих людей, осваивающих музыкальный инструмент, важность прослушивания музыки редко превосходит важность практики. Часть природы музыки как исполнительского искусства заключается в том, что она требует последовательной и, в идеале, огромной практики. Но без прослушивания наша способность усваивать музыку и эффективно ее изучать может быть остановлена.
Мы живем в эпоху, когда практически все мыслимые типы музыки, которые вы можете себе представить, доступны при относительно небольших усилиях. Это великое благо современной эпохи, которое многие успешно используют для обучения музыкальным дисциплинам.
Что нам дает слушание? Мы подсознательно вырабатываем наше понимание того, как работает музыка, формируем личные примеры того, как должно звучать законченное музыкальное произведение.