Музыка в детском саду, Статьи        09 февраля 2018        102         Комментариев нет

Система музыкального воспитания К.Орффа

Карл Орфф — немецкий композитор, принадлежащий к группе выдающихся музыкальных педагогов 20-го века, в юности интересовался музыкой, искусством и вообще культурой. Это, естественно повлияло на развитие его таланта и эстетического отношения к действительности. Композитор также интересовался древним, примитивным искусством, народными и экзотическими ритуалами.

В центре его внимания  были исторические немецкие, буржуазные, ремесленные и религиозные песни. Эта музыка очаровывала его простыми мелодическими и ритмичными мотивами, разнообразными музыкальными масштабами (пентатоника, модальные шкалы), ролью слова, искренностью выражения. Эта музыка оказала значительное влияние на его собственную работу.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

К. Орф также интересовался педагогическими проблемами. Он начал работать над своим стилем музыкального образования. Им постепенно создавалась своя программа, основанная на личных эстетических взглядах на музыку и свои собственные композиционные способности. На эту систему также повлиял огромный педагогический опыт. Он работал аккомпаниатором в классах художественной гимнастики в школе Гертруды Гантер в Мюнхене. Орфф реализовал идею музыкального образования и воспитания через игру, движение, танец, импровизацию и развитие свободного выражения. Принимая во внимание естественные потребности детей (например, потребность в самовыражении, удовольствии от физической активности), педагог размышлял о том, как правильно организовать контакты детей с музыкой (от элементарной музыки) и продуктивно развивать их музыкальность.  Дидактическим следствием и отправной точкой размышлений композитора о детском музыкальном воспитании явилось отношение ребенка к музыке как к забаве.  Эта забава, как и первобытное искусство ранних времен, является синкретической. Она состоит из движения, жеста, танца, музыки (пение и игра на инструментах), а также   слова.Орфф  часто повторял в дискуссиях по теоретическим выкладкам своей теории, что дети играют на всех континентах, в основном они делают это спонтанно, и их природную склонность к музыкальному действию необходимо использовать в развитии ребенка, направить ее в нужное русло.

Материалом, который К.Орфф использовал для работы с детьми, были словесный и музыкальный фольклор, поговорки, рифмы, пословицы, в которых есть увлекательный сюжет и ритм,  имена, стихи для детей, написанные поэтами и т.д.

В играх, где слово является материалом, рождаются ритм, артикуляция и звук. Ритм возникает из ритма слов, которые по-разному выражаются для одного и того же текста.  Движение в системе Орффа не имеет установленных канонов: жесты, позы, движение. Они рождается спонтанно во время игры и абсолютно свободны, вызваны воображением различных ситуаций и тем. Важную роль в музыкальном образовании приписывает Орфф игре на инструментах. Дети получают их в свои руки во время первых занятий. Инструментарий Орфа состоит из многих ударных инструментов с неопределенным звуком: это сопрано и альт — колокола, сопрано, альт и басовые ксилофоны. Эти группы инструментов дополняются сопрано, альтовыми, теноровыми и басовые флейтами, а также скрипками  различных  размеров.

Вторая особенность системы Орффа – огромная роль творческого фактора.

В его системе обязательно используется вокальная и инструментальная импровизация. Характер импровизации различен. Зачастую  это  спонтанное выражение ребенка, который чувствует эмоциональную потребность в каком-то действии и  импровизирует насколько может, не задумываясь о музыкальных принципах.

Свободная импровизация — это «музыкализация» стихов, сказок и рассказов. Таким образом, музыка создается наивно, просто,  искренне, ясно, интересно в звуке, эмоционально в выражении  смысла.Заданная импровизация имеет другой характер. Она представляет различные музыкальные задачи, которые могут относиться к ритму, мелодии и всей форме. Импровизационные задачи с обозначенной музыкальной дисциплиной подчеркивают, что в процессе музыкального воспитания по принципам Орффа, используется синкретическая детская игра, цель которой состоит в том, чтобы «организовать» музыку и научить детей основным правилам, регулирующим ее. Уровень сложности задач разнообразен. Тем не менее, всегда остается на уровне  доступном ребенку с точки зрения выполнимости и не выходит за рамки его музыкального опыта.

Работа по музыкальному воспитанию ребенка в системе Орффа имеет  медицинское,  образовательное, общеразвивающее значение.  Пение песен, организованное надлежащим образом, влияет на развитие всего голосового аппарата.

Моторные действия, участвующие в  пении и игре на музыкальных  инструментах отлаживают общую двигательную координацию ребенка, положительно влияя на работу внутренних органов (легких, сердца) и нервной системы. Музыкальные занятия по Орффу обогащают воображение ребенка, увеличивают его словарный запас, улучшают произношение. Содержание песен расширяет круг знаний о людях и мире. Освоение текстов песен тренирует память, правильное произношение и позволяет выполнять орфофонные упражнения в связи с разрабатываемой песней.

Ребенок активно мыслит и концентрирует внимание на поставленных целях, преодолевает трудности, активизирует свои способности, быстро ориентируется и принимает решения.

Коллективное музыкальное творчество оказывают положительное влияние на застенчивых детей. Все формы музыкальных уроков воспитывают эстетическую чувствительность ребенка, пробуждают его страсть к пению, музыке и движению под музыку.

 

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта