Карл Орфф — немецкий композитор, принадлежащий к группе выдающихся музыкальных педагогов 20-го века, в юности интересовался музыкой, искусством и вообще культурой. Это, естественно повлияло на развитие его таланта и эстетического отношения к действительности. Композитор также интересовался древним, примитивным искусством, народными и экзотическими ритуалами.
В центре его внимания были исторические немецкие, буржуазные, ремесленные и религиозные песни. Эта музыка очаровывала его простыми мелодическими и ритмичными мотивами, разнообразными музыкальными масштабами (пентатоника, модальные шкалы), ролью слова, искренностью выражения. Эта музыка оказала значительное влияние на его собственную работу.
К. Орф также интересовался педагогическими проблемами. Он начал работать над своим стилем музыкального образования. Им постепенно создавалась своя программа, основанная на личных эстетических взглядах на музыку и свои собственные композиционные способности. На эту систему также повлиял огромный педагогический опыт. Он работал аккомпаниатором в классах художественной гимнастики в школе Гертруды Гантер в Мюнхене. Орфф реализовал идею музыкального образования и воспитания через игру, движение, танец, импровизацию и развитие свободного выражения. Принимая во внимание естественные потребности детей (например, потребность в самовыражении, удовольствии от физической активности), педагог размышлял о том, как правильно организовать контакты детей с музыкой (от элементарной музыки) и продуктивно развивать их музыкальность. Дидактическим следствием и отправной точкой размышлений композитора о детском музыкальном воспитании явилось отношение ребенка к музыке как к забаве. Эта забава, как и первобытное искусство ранних времен, является синкретической. Она состоит из движения, жеста, танца, музыки (пение и игра на инструментах), а также слова.Орфф часто повторял в дискуссиях по теоретическим выкладкам своей теории, что дети играют на всех континентах, в основном они делают это спонтанно, и их природную склонность к музыкальному действию необходимо использовать в развитии ребенка, направить ее в нужное русло.
Материалом, который К.Орфф использовал для работы с детьми, были словесный и музыкальный фольклор, поговорки, рифмы, пословицы, в которых есть увлекательный сюжет и ритм, имена, стихи для детей, написанные поэтами и т.д.
В играх, где слово является материалом, рождаются ритм, артикуляция и звук. Ритм возникает из ритма слов, которые по-разному выражаются для одного и того же текста. Движение в системе Орффа не имеет установленных канонов: жесты, позы, движение. Они рождается спонтанно во время игры и абсолютно свободны, вызваны воображением различных ситуаций и тем. Важную роль в музыкальном образовании приписывает Орфф игре на инструментах. Дети получают их в свои руки во время первых занятий. Инструментарий Орфа состоит из многих ударных инструментов с неопределенным звуком: это сопрано и альт — колокола, сопрано, альт и басовые ксилофоны. Эти группы инструментов дополняются сопрано, альтовыми, теноровыми и басовые флейтами, а также скрипками различных размеров.
Вторая особенность системы Орффа – огромная роль творческого фактора.
В его системе обязательно используется вокальная и инструментальная импровизация. Характер импровизации различен. Зачастую это спонтанное выражение ребенка, который чувствует эмоциональную потребность в каком-то действии и импровизирует насколько может, не задумываясь о музыкальных принципах.
Свободная импровизация — это «музыкализация» стихов, сказок и рассказов. Таким образом, музыка создается наивно, просто, искренне, ясно, интересно в звуке, эмоционально в выражении смысла.Заданная импровизация имеет другой характер. Она представляет различные музыкальные задачи, которые могут относиться к ритму, мелодии и всей форме. Импровизационные задачи с обозначенной музыкальной дисциплиной подчеркивают, что в процессе музыкального воспитания по принципам Орффа, используется синкретическая детская игра, цель которой состоит в том, чтобы «организовать» музыку и научить детей основным правилам, регулирующим ее. Уровень сложности задач разнообразен. Тем не менее, всегда остается на уровне доступном ребенку с точки зрения выполнимости и не выходит за рамки его музыкального опыта.
Работа по музыкальному воспитанию ребенка в системе Орффа имеет медицинское, образовательное, общеразвивающее значение. Пение песен, организованное надлежащим образом, влияет на развитие всего голосового аппарата.
Моторные действия, участвующие в пении и игре на музыкальных инструментах отлаживают общую двигательную координацию ребенка, положительно влияя на работу внутренних органов (легких, сердца) и нервной системы. Музыкальные занятия по Орффу обогащают воображение ребенка, увеличивают его словарный запас, улучшают произношение. Содержание песен расширяет круг знаний о людях и мире. Освоение текстов песен тренирует память, правильное произношение и позволяет выполнять орфофонные упражнения в связи с разрабатываемой песней.
Ребенок активно мыслит и концентрирует внимание на поставленных целях, преодолевает трудности, активизирует свои способности, быстро ориентируется и принимает решения.
Коллективное музыкальное творчество оказывают положительное влияние на застенчивых детей. Все формы музыкальных уроков воспитывают эстетическую чувствительность ребенка, пробуждают его страсть к пению, музыке и движению под музыку.