Научись играть сам        31 августа 2016        2213         Комментариев нет

Техника игры на баяне. Заметки

Постановка музыканта имеет в своей основе три составляющих-посадку, положение инструмента, постановка исполнительского аппарата. Верная посадка отвечает двум главным условиям: устойчивость инструмента, свобода движений. Посадка должна быть комфортной, свободной, с ощущением полной раскованности. Верная же постановка музыканта предполагает собой физическую и психическую свободу, но не вяло расслабленные мышцы.

Предпосылкой хорошего качества звука, формирования рациональных исполнительских приемов и обеспечения удобства их выполнения является правильная постановка правой руки, роль которой заключается в звукоизвлечении и реализации всего разнообразия исполнительских приемов и штрихов, от рациональной работы правой руки зависит качество звука.

Работая над техническими приемами  нужно понимать, чтобы бегло и верно играть, нужно также быстро и ясно мыслить. Свободные от комплексов и зажатий психика и игровой аппарат дают и намного большую уверенность в технически трудных местах.

Так что же такое постановка рук?  Это их способность выполнять более рациональные действия. Рука устанавливается не для фиксации своего положения, а для извлечения звуков. Весь процесс по постановке рук должен проводиться в упражнениях по освоению всего комплекса музыкально — исполнительских навыков. Особенно важно, чтобы игровой аппарат чувствовал свободу. Хороший инструменталист всегда является хозяином инструмента, ему играть комфортно и легко.
Ансамбль Ю.Усова "Кнопочки баянныкМногообразие нотного материала предполагает использование бесчисленных вариантов пальцевых сочетаний.  Если же внимательно изучить различного рода пассажи, фигурации, то можно заметить ряд схожих, однотипных аппликатурных последовательностей. Но на все случаи игры на баяне или аккордеоне немыслимо заготовить комбинации, поэтому каждый музыкант должен знать важные аппликатурные законы и приемы, с помощью которых решаются те или иные технические и выразительные задачи.

Среди аппликатурных приемов хотелось бы выделить следующие: скольжение, подмену пальцев, использование всех четырех пальцев в пассаже, исполнение пассажа лишь двумя — тремя, тремя — четырьмя пальцами и т.д. Всю технику можно подразделить на мелкую, крупную технику и технику звукоизвлечения.
Больше внимания нужно уделять штриховой технике. Штрих (в переводе с немецкого — линия, черта) — это прием целенаправленного выразительного звукоизвлечения.  Начинающий инструменталист должен осознавать, что инструментальный штрих является вариантом звукоизвлечения.

Важнейшим пунктом в работе над технической стороной игры на инструменте является изучение гамм. Педагогу нужно объяснить ученику, что музыкально – технические приемы являются средствами художественной выразительности. В результате методичной работы над упражнениями — гаммы и арпеджио — исполнительский аппарат приобретает прекрасную форму и практически без длительного унылого тренажа готов к проигрыванию большинства похожих пассажей.

Одним из сложнейших технических элементов можно назвать мелизмы. Мелизмы – это своеобразное украшение, но следует сказать, что мелизмы никогда не оставались лишь украшениями, они всегда несли определенную музыкально — выразительную нагрузку. Из всех мелизмов наиболее «жизнестойкими» оказались форшлаги и трели, которые широко применяются и в современной музыке.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта