Школьный хор        02 сентября 2016        1303         Комментариев нет

Учитель музыки — дирижер

Дирижерское искусство как вид музыкального исполнительства сложилось в середине XIX века. В европейской музыке до XIX века дирижер был композитором, педагогом, исполнителем своих сочинений. В связи с усложняющимся музыкальным языком и повышенным требованием к коллективному исполнению в начале 19 века выделилась специфическая профессия дирижера как исполнителя. В России до 18 века дирижирование было связано в основном с хоровым пением. XVIII век связан с расцветом культового пения и именем Д.С. Бортнянского, который вел большую педагогическую и концертную деятельность. Хоровое исполнительство во второй половине 19 века связано с самостоятельным путем развития национальной хоровой культуры, развитием светского хорового пения. Утверждение самобытного национального исполнительского стиля в русской хоровой школе связано с педагогической и исполнительской школой Г.Я. Ломакина.дирВ области хорового дирижирования признаны выдающиеся мастера, вышедшие из дореволюционной хоровой школы: А.В. Александров, Н.М. Данилин, А.Д. Кастальский, А.В. Никольский, А.В. Свешников, П.Г. Чесноков.

Дирижирование – является управлением коллективным исполнением музыкального произведения, осуществляемое дирижером. Дирижирование выступает специфическим видом музыкального исполнительства, представляющим собой комплекс дирижерских средств, которые направлены на раскрытие музыкантами творческой мысли дирижера.  Дирижирование основано на системе жестов (ауфтактов), которые базируются на общепонятных, встречающихся в жизненной практике, движениях.

Главная дисциплина в дирижерско-хоровой подготовке  учителя музыки – «хороведение». Цель изучения данного предмета – вооружение знаниями теории хорового искусства и навыками, необходимыми для осуществления самостоятельной хормейстерской деятельности.

Освоение методических приемов работы с детским хором позволяет подготовиться к организации и проведению вокально-хоровой занятий с детьми на уроках музыки и внеклассных мероприятиях, а также способствует развитию аналитических способностей, позволяющих учителю музыки грамотно подобрать хоровой репертуар, учитывая возрастные и специфические особенности детей.

Практические занятия по дирижированию способствуют развитию музыкальных способностей, необходимых для исполнения и разучивания хоровых произведений; формированию элементов мануальной техники и нахождения дирижерских жестов, необходимых для передачи образно — выразительной стороны произведения.

Хоровой класс интегрирует все предметы дирижерско-хорового цикла, способствуя формированию слуховых и вокально-хоровых навыков, овладению навыками организационной работы с хором и приобретению практических навыков.

Являясь воспитателем хорового сообщества, дирижер должен быть глубоко образованным человеком, внимательным психологом,  знать специфические особенности голосов и инструментов, уметь грамотно читать хоровые партитуры, владеть специальным профессиональным языком, что способствует в будущем успешной  деятельности. В ходе дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки важно формирование у него дирижерской установки, которая позволяет установить последовательный, целенаправленный характер протекания творческой деятельности, выступая механизмом ее стабилизации и позволяя сохранить ее направленность в непрерывно меняющихся ситуациях.

Дирижерская установка – совокупность профессионально значимых личностных качеств дирижера. Формируется в период, предшествующий творческой деятельности и обеспечивает устойчивый целенаправленный характер ее протекания.  Дирижерская установка формируется в процессе его самостоятельной работы над хоровым произведением.

Подготовительная работа над хоровым произведением начинается с художественного анализа произведения, в котором рассматриваются творчество автора (авторов) хорового произведения, анализируются образное и идейное содержание литературного текста, характеризуются средства музыкальной выразительности, использованные композитором при воплощении своего замысла, выявляются вокально-хоровые трудности, которые могут возникнуть в процессе работы над произведением и излагается возможная исполнительская трактовка хорового произведения.

В установочной деятельности дирижера можно выделить смысловой, целевой и операциональный уровень. Смысловой уровень дирижерской установки, являющийся целью хорового исполнения, стабилизирует процесс творческой деятельности в целом и придает ей устойчивый характер. Он содержит: информационный компонент – эстетические взгляды дирижера и образ того, к чему он стремится; эмоционально-оценочный компонент – воспитание эстетического мышления у певцов, раскрывая перед ними в процессе репетиционной работы лучшие по замыслу и по музыкальному языку части и детали произведения; поведенческий компонент – готовность к осмысленной и целеустремленной работе дирижера, проявляющаяся в желанности достижения цели, стремлении услышать в живом исполнении созданного ясного представления исполнительского воплощения произведения.

При этом важным условием наилучшего выполнения хором художественных требований дирижера, стимулом достижения блестящего исполнения является воспитание у певцов эстетического чувства, чувства восхищения художественными достоинствами исполняемого произведения. Целевой уровень дирижерской установки представляет собой готовность дирижера к концертной деятельности, которая вызвана предвосхищаемым осознаваемым образом результата творческой деятельности, выполняя при этом функцию стабилизации репетиционной работы. Концертные и конкурсные выступления хорового коллектива требуют большой ответственности от дирижера, так как они мобилизуют хор, являются проявлением результативности его творческого роста и стимулируют к дальнейшему совершенствованию своего исполнительского мастерства.

 

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта