Статьи, Уроки музыки        12 февраля 2017        1370         2 комментария

Урок музыки — произведение

Уроки в школе — это значительная часть жизни детей, которая требует элементарного комфорта, доброжелательных отношений. Я стремлюсь к тому, чтобы занятия приносили радость моим ученикам, были эмоциональными, содержательными, предусматривали различные виды работ, активизировали самостоятельный поиск. . Важное место в образовательном процессе отвожу развитию интереса школьников к учению, процессу познания вообще. Именно в первые годы обучения благодаря психологическим особенностям у детей младшего школьного возраста интенсивно формируется познавательный интерес.

Уверен, что хорошими помощниками учителя в развитии познавательной активности учащихся являются нетрадиционные формы обучения. Опыт можно считать актуальным в связи с тем, что занятия с применением нестандартных приемов значительно повышают познавательные активность учащихся в изучении учебных предметов, способствуют разнообразию учебной деятельности, помогают найти такие формы организации урока, которые втягивают в процесс познания всех учеников, развивают творческие способности и интерес к познанию, повышают качество образования.

Такие занятия дают возможность учащимся раскрыться с разных сторон, помогают ориентироваться в сфере творческого поиска, требует основательной предварительной подготовки. Нестандартные занятия помогают активизировать умственную деятельность учеников, развивают их творческие способности, повышают мотивацию к учебе.

Каждый урок музыки – это своеобразное музыкально-педагогическое произведение, ориентированное на учащихся школы. Здесь есть и сценарий, и режиссура, и пластические формы, и музыкальная психология. Задача, сверхзадача, сквозное действие, образ – все это, так или иначе, присутствует в уроке.

Работая над созданием урока, надо помнить о том, что программа по музыке дает лишь общее направление вашей работе. Урок, который вы провели по какой-то определенной теме в прошлом году, нельзя проводить в той же форме сегодня. За год многое изменилось. В уроке музыки важна новизна, современность и злободневность.Урок музыки - произведениеВ замысле урока должно быть учтено сегодняшнее положение музыкальной культуры. Для этого нужно следить за этим положением, быть в курсе музыкальных событий в мире, стране, регионе.

В большинстве случаев то, что сегодня кажется не интересным, не актуальным вам как профессиональному музыканту, оказывается также не интересным и вашим ученикам. Так же и наоборот – если в свете сегодняшнего дня вы сочли что-то ярким, новым, нестандартным, то это воспринимается детьми также.

Любой устаревший, приевшийся учебный материал можно осовременить. Средств и методов для этого достаточно. И это будет уже новый урок, привязанный к современности.

Начало разработки урока – это идея, ваше представление о том, как должен выглядеть именно этот урок по заданной теме. Каждый учитель музыки практически мгновенно может создать образ урока, увидеть его в целом и в деталях, мысленно переработать и удерживать образ урока в своей памяти. Но лучше, естественно, смоделировать его на бумаге или ПК. Это может быть просто подробный план, схема, тезисы – да что угодно, лишь бы самому не увязнуть, не запутаться в нафантазированных образах будущего урока.Урок музыки - произведениеЗа годы работы в школе я с любопытством, а в последнее время с тревогой наблюдаю за тем, как меняется облик школьников. Нынешние ученики и ученики 10-летней давности – это как небо и земля. Сегодняшние дети с очень ранних лет делают выбор: если им нравится, нужно, интересно то, что преподает учитель, то конфликтов не будет. Но если интереса не будет, если урок будет для детей скучным, а материал изложен заунывно (да еще и в сопровождении необоснованного музыкального произведения) – жди проблем, непонимания, отторжения. Вот и подумайте над этим: как сделать малоинтересную музыкальную классику для учеников чем-то интересным, увлекательным, а главное – нужным в жизни?

При подготовке урока у вас должно быть четкое представление о том, зачем он готовится. Ведь каждый год классы разные. Если в прошлом году мой пятый класс был поющим, дружным, дисциплинированным, то в этом году коллективчик подобрался ленивый, разболтанный, со слабой мотивацией учиться. И здесь просто невозможно использовать ту схему, модель урока, по которой я работал с предыдущими пятиклассниками.

Учитель музыки имеет дело не только с личностью ученика, но и с его голосом, обладающим уникальностью. Каждый класс – сообщество личностей, но еще и сообщество голосов. Найти оптимальный баланс, положительное сочетание личностей и голосов бывает невероятно трудно даже в воображаемой модели урока. А в реальности – еще сложнее.

Личность — особый, многокрасочный мир, философия. Голос — невообразимый спектр тембров и оттенков. А все это вместе да помноженное на количество человек в классе…

Планы уроков как творческая деятельность

Нужно или нет писать планы уроков? Для себя – да. Это поможет чувствовать себя на уроке уверенно и создаст предпосылки для свободного творческого импровизирования. Однако зачастую смысл написания плана урока теряется в учебном процессе. Но реальность такова, что все профессии требуют организации плана действий, который должен быть выполнен, включая формулирование целей и задач для их достижения, с последующим анализом или оценкой эффективности. В других профессиях вас могут попросить составить план действий, состоящий из трех неотъемлемых вопросов: 1) Что вы собираетесь делать? 2) Как вы собираетесь это сделать? и 3) Как вы будете оценивать то, что вы сделали? В образовании план урока — это не что иное, как план действий с теми же тремя вопросами: 1) Чему вы собираетесь учить? 2) Как вы собираетесь этому учить? и 3) Как вы оцениваете то, чему научили?

Подготовка плана урока: начните с (музыкального) вдохновения!

В большинстве случаев, будучи учителем, вы должны будете преподавать свой предмет согласно положениям программы, которые соответствуют Общим основным государственным стандартам. Однако это не значит, что урок должен быть лишен вдохновения. Намного легче создать хороший план урока, если вы заинтересованы в этом, так сказать, вдохновлены. Ваше вдохновение может выражаться песней, игрой музыкального инструмента, тембром, вокальным звуком, стихотворением, историей, ритмом, речевым паттерном и т. д.

Творческое решение проблем требует, чтобы вы были в состоянии манипулировать своим материалом урока уникальными способами, чтобы охватить все типы учащихся. Методы музыкального образования Орфа, Далькроза, Кодали и т. д. предлагают легко реализуемые решения, позволяющие добавить слои познавательно-стимулирующей музыкальной деятельности к чему-то простому, например, песня. Разрабатывая урок, начните с нестандартного мышления.

Как я могу сделать урок интересным? Что я мог бы добавить к уроку, чтобы повысить его эффективность для учащегося — например, движение? ритм? инструменты?

Первое правило — не бояться экспериментировать со звуком, используя собственный голос, различные инструменты или, может быть, даже стены, двери, полы, стулья и окружение, и у каждого из них есть свои уникальные тембры для исследования!

Вдохновение может прийти откуда угодно, в том числе из арсенала классных и детских инструментов. На самом деле простые инструменты Орфа , которые наверняка имеются в вашем музыкальном классе, гораздо больше, чем создатели шума для сопровождения песен. Есть много творческих способов использовать эти недорогие инструменты, чтобы помочь вам в реализации своих планов, и которые разожгут воображение ребенка.

 Вот несколько инструментов, которые можно купить недорого в музыкальном магазине или в Интернете. Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим, но он предоставляет широкий спектр обычно используемых инструментов в разных мировых культурах.

Ксилофоны

Металлофоны

Рекордеры

свистки

Колокольчики

Кастаньеты

Колокола

Agogo bells (африканский двойной колокол)

Шекере (шейкер из африканской тыквы)

Maracas

Треугольник

Тарелки

Бубны

Гонги

Бонги

Храмовые блоки

Стальной барабан

Ручной барабан

Конга барабаны

Джембе

Ритм блоки

Песчаные блоки

Свирель

Окарина

Размышление об источнике звуковой продукции и материалов приведет вас к области органологии или классификации музыкальных инструментов. Инструменты по всему миру могут быть сгруппированы в пять категорий на основе системы классификации инструментов Sachs-Hornbostel. Эта система группирует инструменты по способу создания звука.

Аэрофоны: инструменты, которые издают звук, используя воздух в качестве основного вибрирующего средства. (например, флейты, рога, свистки).

Мембранофоны: инструменты, которые производят звук посредством вибрации натянутой мембраны (например, барабаны)

Хордофоны: термин, используемый для струнных инструментов. Относится к инструменту, звучащему посредством удара по струне, натянутой между двумя фиксированными точками.

Идиофоны: инструменты, которые производят звук из материала самого инструмента.

Перкуссия: инструмент, который вибрирует, при ударе по нему невибрирующим предметом, таким как молоточек или палочка.

Shaken: звук, производимый мелкими частицами, содержащимися в инструменте.

Scraped: звук, производимый скребком инструмента палкой.

Щипковые: инструменты с гибким язычком

Электрофоны: Относятся к электронным инструментам, звук которых генерируется электронным способом.

Я перечислил довольно много инструментов. Каждый из них может стать конкретной наглядной демонстрацией вашего учебного материала. Представляете, какое обширное поле для экспериментов и вдохновения. А если к этому добавить современную учебную мультимедийную продукцию: аудиозаписи, видео презентации и т.д.? А если вы отлично владеете ко всему прочему музыкальным инструментом (баян, фортепиано)? Уверяю вас, ваши уроки будут запоминающимися.

Планирование урока

Независимо от предмета, метода и дополнительных требований все планы уроков содержат одинаковую базовую структуру и четыре основных компонента:

Цели и задачи.

Стандарты.

Ход урока. Пошаговое описание  ваших действий.

а. Какие виды подачи учебного материала я буду использовать (например, лекция, демонстрация, моделирование, практические занятия, независимая практика)?

б. Какие образовательные теории я включу (например, Орфф, Блум, Гарднер)?

с. Как мне привлечь внимание учеников и заинтересовать их?

Оценка: Как я узнаю, что мои ученики усвоили материал?

 Руководство классом

Хотя уроки на бумаге являются неотъемлемым и необходимым шагом, фактическая реализация урока перед живым классом — это совсем другое дело. Учителя во всем мире имеют свои собственные фишки и подсказки о том, что делает урок успешным. Рассмотрите имеющиеся в избытке в интернете идеи по управлению классом на уроке. Это будет чрезвычайно полезным первым шагом. Если ученики не сосредоточены на уроке, вся ваша подготовительная работа станет напрасной. Ниже приведены несколько идей управления классом, которые можно использовать при обучении музыке.

Не бойся быть учителем!

Скажите ученикам, что вы ожидаете от них. Не спрашивайте их, что они хотят делать, какие песни учить, какую музыку слушать. Вы учитель, и вы определили повестку дня.

Используйте положительное подкрепление, когда это возможно.

Следите за своим голосом и  интонацией! Проверьте, правильно ли вы поете, и убедитесь, что ученики также поют правильно.

Создавайте интригу и удивление, когда это возможно!

«Угадай, что будет дальше?»

«О чем вам напоминает этот звук?»

Добавьте движение, действие, когда это возможно: жесты рук, небольшие движения тела, большие движения тела.

Не говорите во время звучания музыки. Ученики не будут слышать вас и музыку одновременно.

Говори меньше и делай больше.

Пойте, играйте на инструменте. Живая музыка и пение могут успешно заменить слова и указания.

Самое главное, веселиться! Если материал возбуждает вас, ваши ученики также будут вовлечены в магию урока.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"
Обсуждение: 2 комментария
  1. Вероника:

    Здравствуйте! Перечитываю материалы вашего сайта. Вы молодец. Все, что у вас есть так нужно и необходимо каждому учителю музыки. Действительно урок музыки должен быть произведением, а иначе наших непростых учеников трудно будет приобщить к настоящей музыке. Ведь для них понятие музыка складывается из того, что они видят и слышат в телевизорах на дисках, компьютерах и т.д. У нас с вами непростая задача — создать противовес той грязи, которая везде и всюду лезет в уши наших ребятишек. Спасибо вам за материалы. Вы у меня в закладках. Вероника.

    Ответить
    1. Юрий Петрович:

      Вероника, спасибо за такой содержательный комментарий."Противовес той грязи..." Хорошо сказано. Но хватит ли у нас силенок? И где брать оптимизм, если на глазах рушится то, что создавалось десятилетиями. Позиция Министерства образования в отношении уроков музыки в сельской школе понятна. Они пытаются постепенно изжить музыкальные занятия из школьной программы и заменить ее чем-то другим.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта