Статьи, Уроки музыки        12 февраля 2017        526         2 комментария

Урок музыки — произведение

Уроки в школе — это значительная часть жизни детей, которая требует элементарного комфорта, доброжелательных отношений. Я стремлюсь к тому, чтобы занятия приносили радость моим ученикам, были эмоциональными, содержательными, предусматривали различные виды работ, активизировали самостоятельный поиск. . Важное место в образовательном процессе отвожу развитию интереса школьников к учению, процессу познания вообще. Именно в первые годы обучения благодаря психологическим особенностям у детей младшего школьного возраста интенсивно формируется познавательный интерес.

Уверен, что хорошими помощниками учителя в развитии познавательной активности учащихся являются нетрадиционные формы обучения. Опыт можно считать актуальным в связи с тем, что занятия с применением нестандартных приемов значительно повышают познавательные активность учащихся в изучении учебных предметов, способствуют разнообразию учебной деятельности, помогают найти такие формы организации урока, которые втягивают в процесс познания всех учеников, развивают творческие способности и интерес к познанию, повышают качество образования.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Такие занятия дают возможность учащимся раскрыться с разных сторон, помогают ориентироваться в сфере творческого поиска, требует основательной предварительной подготовки. Нестандартные занятия помогают активизировать умственную деятельность учеников, развивают их творческие способности, повышают мотивацию к учебе.

Каждый урок музыки – это своеобразное музыкально-педагогическое произведение, ориентированное на учащихся школы. Здесь есть и сценарий, и режиссура, и пластические формы, и музыкальная психология. Задача, сверхзадача, сквозное действие, образ – все это, так или иначе, присутствует в уроке.

Работая над созданием урока, надо помнить о том, что программа по музыке дает лишь общее направление вашей работе. Урок, который вы провели по какой-то определенной теме в прошлом году, нельзя проводить в той же форме сегодня. За год многое изменилось. В уроке музыки важна новизна, современность и злободневность.В замысле урока должно быть учтено сегодняшнее положение музыкальной культуры. Для этого нужно следить за этим положением, быть в курсе музыкальных событий в мире, стране, регионе.

В большинстве случаев то, что сегодня кажется не интересным, не актуальным вам как профессиональному музыканту, оказывается также не интересным и вашим ученикам. Так же и наоборот – если в свете сегодняшнего дня вы сочли что-то ярким, новым, нестандартным, то это воспринимается детьми также.

Любой устаревший, приевшийся учебный материал можно осовременить. Средств и методов для этого достаточно. И это будет уже новый урок, привязанный к современности.

Начало разработки урока – это идея, ваше представление о том, как должен выглядеть именно этот урок по заданной теме. Каждый учитель музыки практически мгновенно может создать образ урока, увидеть его в целом и в деталях, мысленно переработать и удерживать образ урока в своей памяти. Но лучше, естественно, смоделировать его на бумаге или ПК. Это может быть просто подробный план, схема, тезисы – да что угодно, лишь бы самому не увязнуть, не запутаться в нафантазированных образах будущего урока.За годы работы в школе я с любопытством, а в последнее время с тревогой наблюдаю за тем, как меняется облик школьников. Нынешние ученики и ученики 10-летней давности – это как небо и земля. Сегодняшние дети с очень ранних лет делают выбор: если им нравится, нужно, интересно то, что преподает учитель, то конфликтов не будет. Но если интереса не будет, если урок будет для детей скучным, а материал изложен заунывно (да еще и в сопровождении необоснованного музыкального произведения) – жди проблем, непонимания, отторжения. Вот и подумайте над этим: как сделать малоинтересную музыкальную классику для учеников чем-то интересным, увлекательным, а главное – нужным в жизни?

При подготовке урока у вас должно быть четкое представление о том, зачем он готовится. Ведь каждый год классы разные. Если в прошлом году мой пятый класс был поющим, дружным, дисциплинированным, то в этом году коллективчик подобрался ленивый, разболтанный, со слабой мотивацией учиться. И здесь просто невозможно использовать ту схему, модель урока, по которой я работал с предыдущими пятиклассниками.

Учитель музыки имеет дело не только с личностью ученика, но и с его голосом, обладающим уникальностью. Каждый класс – сообщество личностей, но еще и сообщество голосов. Найти оптимальный баланс, положительное сочетание личностей и голосов бывает невероятно трудно даже в воображаемой модели урока. А в реальности – еще сложнее.

Личность — особый, многокрасочный мир, философия. Голос — невообразимый спектр тембров и оттенков. А все это вместе да помноженное на количество человек в классе…

Ещё по теме

Обсуждение: 2 комментария
  1. Вероника:

    Здравствуйте! Перечитываю материалы вашего сайта. Вы молодец. Все, что у вас есть так нужно и необходимо каждому учителю музыки. Действительно урок музыки должен быть произведением, а иначе наших непростых учеников трудно будет приобщить к настоящей музыке. Ведь для них понятие музыка складывается из того, что они видят и слышат в телевизорах на дисках, компьютерах и т.д. У нас с вами непростая задача — создать противовес той грязи, которая везде и всюду лезет в уши наших ребятишек. Спасибо вам за материалы. Вы у меня в закладках. Вероника.

    Ответить
    1. Юрий Петрович:

      Вероника, спасибо за такой содержательный комментарий."Противовес той грязи..." Хорошо сказано. Но хватит ли у нас силенок? И где брать оптимизм, если на глазах рушится то, что создавалось десятилетиями. Позиция Министерства образования в отношении уроков музыки в сельской школе понятна. Они пытаются постепенно изжить музыкальные занятия из школьной программы и заменить ее чем-то другим.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта