Статьи, Уроки музыки        11 февраля 2017        243         Комментариев нет

Детская песня. Часть 2

Довольно часто встречаются в детских мелодиях распевы в пределах малой секунды. Общий характер структурного их оформления такой же, как и в распевах с большой секундой. Здесь очень уместно провести аналогию со старинными традиционными жатвенными песнями, где одна и та же песня в зависимости от настроения исполнителя может выполняться и в мажоре, и в миноре.

Достаточно четко интонируется детьми кварта. Значение ее чаще всего ярко функциональное: кварта-призыв, кварта-вскрик, кварта — отрицание и др. Надо сказать, что детская песенное творчество в общем тянется к функциональной определенности. В нем еще мало используются элементы анализа или глубоко ассоциированного характера. Эмоции в этом творчестве простые, конкретные, открытые и чаще всего связанные с практической деятельностью ребенка.


style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-0463398119943308"
data-ad-slot="9721443996"
data-ad-format="auto">

Динамичность и общая оптимистичность характера определяют важнейшие качества детской песенности — моторику, ровность метроритма. Это творчество исключительно ритмичное во всех деталях, потому что в основном определяется синкретическим характером: слова, музыка и движение слиты в единое целое. Возможно, нет достаточных оснований, чтобы говорить о сохранении элементов первобытного синкретизма, но своеобразное преобразование этого синкретизма очевидное.

Связь мелодии с движением в детском творчестве не всегда практически обусловлена, т.е... не всегда связана с игрой, танцем, работой. Что бы и когда бы ни пел ребенок, в его исполнении постоянно ощущается активная пульсация ритма, которая часто проявляется в притопывании, жестикуляции, мимике, преувеличенном акцентировании сильных долей.  Иногда этот внутренне организованный динамический поток мелодического материала уже в своей структуре несет ассоциации с движением.

Метроритмика детских песен сравнительно проста. Это преимущественно двухдольные размеры с ясной акцентировкой и, как правило, характерными ритмическими оборотами. Последнее обстоятельство в отношении детской песни имеет принципиальный характер. Русское народное стихосложение также имеет преимущественно характерную метрику.

Очень редко в детской песне встречается и последовательная смена метров, а также ритмических рисунков. И в этом проявляется еще один важнейший принцип организации мелодического материала в детской песне — принцип повторности.

Повторность – важнейшее качество призывов, заклинаний, утверждений, убеждений. А детское искусство насквозь пропитано императивными эмоциями. Считалки, дразнилки, заклички, колыбельные — все они настойчиво тяготеют к утвердительной форме  и насыщены повторными мелодическими интонациями.Детские стихи, особенно короткие — дразнилки, приговоры — имеют, как правило, смежную рифму. Соответственно с этим и каденции внутри музыкальной структуры имеют однотипный характер. Завершает звук — обычно тоника, которая, кстати, обыгрывается довольно тщательно.

В колыбельных песнях в большей степени распространены минорные лады. Последнее совершенно ясно, потому что минор по сравнению с мажором имеет укрупнённую уравновешенность, мягкий колорит, и это его качество явно определяет практически-функциональные отношениях для колыбельных песен. Следует также подчеркнуть, что колыбельные в своем текстовом содержании обычно отражают мир чувств матери, чувств, которые в старой деревне не всегда были оптимистичными.

Мелодика детских песен богата стабильными попевками, в которых еще сравнительно мало гибкости и неожиданных поворотов. Общее ритмическое и мелодичное развитие предопределено уже в первой мелодической постройке.

В развитии мелодии большинства детских песен используется главным образом вариационность первого типа, т.е... меняется не само мелодическое ядро, а порядок чередования нескольких мелодико-ритмических формул. В этом отношении детское песенное творчество представляет собой как бы «классицистической» стиль в народной музыке с его четкими и более или менее стабильными конструкциями и темами.

Вместе с тем эти внешне простые напевы имеют определенную силу выразительности. В них закреплено азбука народного творчества, но азбука, с помощью которой ребенок в дальнейшем легко подключается к основным сокровищам музыкального искусства. Все средства художественной выразительности тщательно выверены и продуманы. Здесь нет ничего лишнего, того, что не понадобится в дальнейшем освоении стиля и специфики конкретного национального искусства.

Освоение детьми «взрослого» песенного репертуара начинается довольно рано. Благодаря фольклорным вокальным коллективам, работающим при школах в сфере дополнительного образования в провинциях России еще можно встретить 8-10-летних детей, особенно девочек, которые знают много песен из основных календарно-обрядовых циклов. Деревенские дети особенно быстро вовлекаются в сферу хозяйственной жизни семьи со всем характерным для нее кругом бытовых и общественных дел. Есть праздники, участие детей в которых является даже необходимым (например, коляда). Встречаются песни, которые так и называются в народе — «Детские рождественские».

Дети вообще любили и сейчас любят петь на праздники. В прошлом засвидетельствованы случаи прочного закрепления в детской среде так называемых «святых песен" (песни перед Новым годом, пасхой и т д.).

Ещё по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Зимняя одежда из Германии
Архив сайта