Урок музыки в 4 классе
Тема: «Музыка без границ»
Цели:
- обобщить знания учащихся о творчестве народов разных стран, углубить и расширить представления об особенностях музыки разных народов, накапливать музыкальные знания об инструментах и разнохарактерных произведениях;
- определить уровень музыкальных знаний;
- развивать музыкальный и ритмический слух, интеллект, музыкальный вкус;
- воспитывать патриотизм, интерес и уважение к музыке своей страны и других народов.
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: музыкальная гостиная
Технология: игровая
Методы и приемы: монологической,
диалогический, практический, стимулирующий метод.
Методическое обеспечение урока: государственная программа по музыке, календарный план учителя, ноутбук или музыкальный центр, баян или фортепиано, ноты, творческие тетради учеников, карточки с изображениями инструментов, плакат с ребусы, плакат с опорными схемами (характер музыки).Сценарий урока
1. Организационный момент: вход в класс под музыку, музыкальное приветствие.
2. Разминка. Оглашение темы урока.
Беседа: Наш урок сегодня будет необычный. Мы отправимся в музыкальное путешествие. Разные народы живут на нашей земле и у каждого своя, особая музыка. Это зависит от окружающей природы, климата, различных ремесел — словом, от всех условий жизни. Очень легко отличить музыку славянских народов от музыки народов Закавказья или Средней Азии, Прибалтики или Молдовы.
3.Актуализация предварительных знаний.
А есть ли у музыки национальность? (Да. Музыка разных народов имеет свои характерные черты)
А нужен ли нам переводчик, когда мы слушаем музыкальное произведение, например, без слов (Нет.)
В какой стране не была бы написана музыка, она нам понятна потому, что …
Музыка передает что?(Чувства и настроение)
Грустная,веселая,радостная,торжественная,взволнованная, траурная, нежная, величественная,
энергичная.
Всем людям нашей планеты Земля присущи одинаковые чувства. Именно поэтому музыку называют «языком души». Можете ли вы представить свою жизнь без музыки? (Нет). Музыка звучит вокруг нас всегда. Веселая, бодрая — она создает всем хорошее настроение, приносит радость, отвлекает от неприятных мыслей. Неторопливая, мягкая, задумчивая мелодия настраивает нас на мечтательный лад. А в часы печали или беды нам хочется послушать медленную, грустную песню, потому, что она соответствует нашему настроению.
Ваши родители, бабушки, дедушки любят напевать песни своей молодости, которые напоминают им о тех или иных событиях их жизни. В музыке, песнях, танцах особенно четко выражаются черты каждого народа. По народным песням можно изучать не только обычаи, традиции людей, но и историю каждой страны, потому что именно в песнях отражались все исторические события, войны, победы и поражения.
6) А музыкальные инструменты у разных народов одинаковы? (Нет, но могут быть похожими). Контроль.
Давайте назовем инструменты, которые мы уже знаем: Баян,бандура, балалайка, цимбалы, волынка, домра, свирель, дудка, бубен, гармонь)
Слушание. Музыкальная викторина: узнать название произведения, звучащие инструменты, страну.
«Лявониха», «Светит месяц»,«Юрочка», «Лезгинка», «Перепёлочка«, «Гопак», «Картофель», «Барыня».
5.Ритмическая пауза. Русский народный танец «Кадриль». Учащиеся выполняют базовые движения кадрили под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Занимательная минутка «Загадка о нотах».
За обедом и за ужином
С этой Нотой дружим мы.
Что мы сыплет в борщ и щи?
Ну-ка в нотах поищи.
(Соль.)
Всего две ноты нам нужны
Мы их поставим рядом.
И что же? Меро длины,
Теперь назвать их надо.
(Ми-ля.)
Две ноты слово составляют.
Пусть никого НЕ удивляет,
Что с этим сочетаньем нот
Нас познакомить огород.
(Фа-соль.)
Предлог, две ноты и согласный
Составят вкусный овощ красный.
(По-ми-до-р.)
Распевание.
Звукоряд до-мажор, пение в терцию, распевание по фрагментам песни «Утушка луговая» (до-ре-ми-фа-соль-до).
Хоровое пение. «Цыплята» азербайджанского композитора Гусейнли. Сначала дети узнают песню в записи на азербайджанском языке.
А) Кто написал песню? Б) В каком характере будем ее исполнять?
Нужно выбрать слова: мужественно, радостно, ласково, торжественно, бодро, печально, шаловливо, взволнованно, энергично, нежно, шуточно.
В) Работа над исполнением. Пение с солистами и по группам.
Пение. Русская народная песня «Я на горку шла»
А) О чем поется в песне? Б) Как надо ее петь?
В песне есть довольно сложные мелодичные ходы. Поработаем над их исполнением. (Работа нам интонированием мелодии и ритмическим рисунком).
- Репризы. Обобщение.
Учитель: Сегодня мы с вами слушали и пели музыку разных народов. Давайте вспомним каких. (Славянского, Закавказского, Средней Азии и Прибалтики) Нам вся эта музыка была понятна? Значит, музыкальное искусство сближает народы? Да! Какие взаимоотношения помогают людям объединяться? Дружба, мир, уважение, дружба. Значит, мы можем подвести итог: музыкальный язык — это такая универсальная речь, которая не требует перевода и не имеет границ. И мы должны учиться понимать музыку других народов уважать их культуру.
Комментирую выставленные оценки за урок.