Пение в хоре означает гораздо больше, чем репетиции и концерты. Когда вы поете, один или в группе, возникающие вибрации влияют на ваше психическое и эмоциональное состояние. Пение в гармонии с другими голосами является одним из самых очаровательных и успокаивающих переживаний, которые может иметь ребенок.
Chorus America’s провела еще одно исследование в 2009 году, чтобы показать влияние хорового пения на успеваемость в школе. Оказалось, что те дети, которые пели в хоре, получили более высокие оценки и показали, что у них лучшая память и высокий уровень творчества. В целом, дети, вовлеченные в музыкальную деятельность, умеют лучше разбираться в алгебре или чтении и имеют более развитый словарный запас. С помощью музыки ребенок может улучшить свой критический и самокритичный дух, навыки решения проблем и, что не менее важно, развить особое физическое и умственное упорство.
Нет необходимости на первых порах гнаться за увеличение количественного состава хора. Начинать всегда лучше с минимального состава – 12-20 человек. Приток новых участников должен носить естественный характер, быть откликом учащихся школы на агитационную работу руководителя и активистов коллектива. Количество участников школьного хора – вопрос весьма спорный.
Существующая в хоровой практике градация численности певцов самодеятельного детского вокально-хорового коллектива (ансамбль-16 чел., классный хор-30 человек, школьный-60-100) вас вряд ли устроит. Не стоит во что бы то ни стало гнаться за этими «каноническими цифрами». Гораздо важнее наладить работу внутри вашего небольшого коллектива энтузиастов.
Обязательно выберите старосту хора, его заместителя и секретаря. Эта тройка составит ядро самоуправления в коллективе и будет основным вашим помощником в ведении учета посещаемости, решении разного рода организационных вопросов.
Основной рабочий документ, отражающий деятельность вашего коллектива – «Журнал учета работы». В нем должны иметься:
1.Списочный состав участников хора, год, месяц, число рождения.
2.Адреса проживания, контактные стационарные или сотовые телефоны.
3.Сведения о родителях.
В журнале проставляются пропуски, записываются даты и количество часов занятий, отражается тема каждой репетиции. Записи тем занятий должны строго соответствовать календарно-тематическому планированию, которым должен руководствоваться в своей работе руководитель хора.
Руководителю школьного хора необходимо позаботиться о помещении, в котором будут проходить основные занятия коллектива. Обычно в школах это класс, в котором в учебное время проходят уроки музыки. Если класс специально оборудован для музыкальных занятий, это вдвойне хорошо, так как здесь под рукой учителя и литература, и технические средства, и инструмент, и классная доска, а в некоторых особо продвинутых случаях – ПК, проектор или интерактивная доска. Если возможности заниматься в специализированном классе нет, подойдет любое помещение, соответствующее санитарным нормам для занятий с детьми.
Конечно, если говорить с педагогической точки зрения, существующим сегодня детским хоровым коллективам есть куда двигаться, есть что совершенствовать, есть что менять. И для этого, возможно, надо проводить специальные семинары, где руководители хоровых коллективов могли бы повышать свой профессиональный уровень. Хотя надо понимать, что руководитель-хормейстер не всегда может совершить все свои желания, потому что он имеет тот состав коллектива, который имеет. Не всегда он может сформировать этот состав так, как хочет.
И поэтому одно то, что руководители коллективов работают в тех условиях, которые есть, и все же достигают успеха, уже большой плюс. И большая им за это благодарность. Я назвал бы их даже героями своего времени, потому что они делают очень тяжелую работу. Может, кому это и кажется легким делом, но на самом деле представьте: ты собрал детей, очень разных детей — различных знаний, разного темперамента, различного здоровья, но ты должен объединить их всех, чтобы это был один коллектив — один ритм, одна мысль , одна душа …
В моем понимании, метафорически говоря, хормейстер — это особый политрук. Ведь тем, чем раньше занимались политруки через газеты, лекции, партийные задания и т.д., руководители хоровых коллективов занимаются средствами хорового искусства, воспитывая детей. Хор — это средство воспитания огромной силы, и в таком качестве он использовался с давних времен, со времен Древней Греции, Древнего Рима. Не зря же в образовании в те времена были три составляющие — цифра, буква и нота. И очень жаль, что сегодня нота занимает в образовании и воспитании человека незначительное место.