Главная » О дисциплине на уроке музыки

О дисциплине на уроке музыки

автор Юрий Петрович
348 просмотры

С каждым учебным годом преподавать музыку в школе становится все труднее и сложнее. Причин здесь много: и социального характера, и нравственного. Но наиболее важной из них я считаю обесценивание музыкальных знаний в обществе и, как следствие, в общеобразовательной школе. Изучение музыки в школе основано на постижении классики, которая сегодня практически никому не нужна.

Зачастую второстепенное отношение к урокам музыки подогревается администрацией школ, учителями других дисциплин, родителями.
У учеников вырабатывается отношение к предмету «музыка» как к чему-то не совсем обязательному. Если школьник получит двойку по математике, то ему гарантированно влетит. А если по музыке? Самое большее – снисходительно пожурят.

2015-03-28_225127Я повидал всякие классы. Есть такие, с которыми работать одно наслаждение: дети собраны, организованы, выполняют требования, относятся к учебному процессу творчески. Но есть и такие, на урок к которым идешь как в бой. Причем, неизвестно, на чьей стороне будет победа. К урокам в таких классах готовлюсь особо тщательно. Запасаюсь всевозможными неординарными материалами по теме, презентациями, подбираю необычный репертуар для слушания и разучивания.

Я понимаю, что ни криками, ни угрозами, ни постоянными нудными нотациями дисциплины на уроке не добьешься. Будет еще хуже. Чего я только не перепробовал на своих уроках для улучшения дисциплины. Были и всевозможные игры, и концерты, и уроки на природе, и вовлечение «хулиганов» в работу кружков. Что-то помогало, а что-то совсем не работало. Бывало и отчаяние, и ощущение своей беспомощности, и огромное желание заорать на детей и затопать ногами, как это делают некоторые учителя. Но это – тупик. Вот потому-то и ищу, ищу, ищу…

Еще по теме  Вопросы методики обучения игре на баяне

Очень хорошо в работе с трудными классами помогает владение музыкальными инструментами. Мастерство действует практически безотказно. Я владею несколькими инструментами: баян, аккордеон, синтезатор, гитара, труба. Стараюсь разнообразить урочное музыкальное пространство этими инструментами. Как бы ни куражились мои хулиганчики на уроках, они признают мастерство музыканта, а это уже много значит. Имеется точка отсчета, от которой можно дальше строить отношения.

В одной из школ у меня был класс 8 вида, почти полностью состоящий из детдомовцев. Это было нечто! Уроки проходили весьма бурно. Конечно же, ни о каком тематическом планировании речи быть не могло. Почти четверть искал у этих гавриков слабое место и…нашел. Однажды я им предложил: а давайте из вашего класса сделаем ансамбль баянистов. Недоумевали. Но согласились. Со скрежетом, с неимоверными усилиями удалось навести на уроках относительный порядок.

На каждом уроке по двадцать минут я обучал их коллективной игре на баянах по своей методике. Им понравилось. Но как условие наших новых отношений остальные двадцать пять минут урока они должны были заниматься непосредственно учебным процессом, т.е. разучиванием песен, слушанием и анализом классических произведений и т.д. С этим классом я работал два года, некоторые из учеников довольно прилично освоили баян. Двое из них даже играли в школьном оркестре.

На словах-то вот все хорошо получается: нашел ключик, открыл замочек. А на самом деле.… Сколько они крови у меня попили, одному богу известно.

А вот комментарий к статье одной из читательниц:

«Для получивших образование во времена СССР слышать, видеть, читать о том, что творится в современных школах в отношении учителей представляется кошмаром. Вся проблема в родителях: именно они негативно относятся к учителю, и дети знают и чувствуют это и знают, что им «ничего не будет,» яжматери загрызут.

Наши родители, кстати люди образованные, с уважением и даже с почтением относились к учителю. Ребёнок смотрел на учителя как на божество и внимал ему. И от учителей никогда не слышали унижений, грубости. Они были примером благородства

Многих из них мы Любили. До сих пор вспоминаем с благодарностью, они нас учили не только предмету, но порядочности, верности, честности, чистоте, бескорыстию.

Ещё в младших классах моя первая учительница Галина Михайловна на уроках говорила: «А сейчас я рассажу вам случай из жизни…»

После окончания школы мы твёрдо знали, что такое хорошо и что такое плохо.

В сегодняшней школе многие дети превращаются из» овечек» в «волков», КТО В ЭТОМ ВИНОВАТ? школа? Сколько раз я наблюдал такую картину, ИДЕТ ЧАДУШКО РЯДОМ С МАМАШЕЙ И В РОТ ЕЙ СМОТРИТ, вежливое такое все белое и пушистое и вот оно приходит в школу и превращается в мерзкое чудовище, монстра, хама, на которого нет управы, а маманя не верит в эту реинкарнацию и твердит, что педагоги врут, что не мог ее милый мальчик или девочка матом ругаться и глумиться над педагогами, бегает по инстанциям и ищет управу на учителя.

И невдомек этой горе-мамаше, что ее сын рта не дает педагогам открыть, что этот подонок всем учителям надоел своими пакостями. И какое же должно быть у учителя терпение, чтобы не заехать по наглой и мерзкой роже этому ребеночку. Этот мальчик в 5 классе!!!!!!!!! учит педагога, как ему разговаривать и омерзительно из-под тишка ведет запись, чтобы выложить ее в сеть и явно, без научения мамаши тут не обошлось. Мамаша еще не понимает, всю чудовищность поведения своего милого малыша, но в скором времени, она удивится и проснется ото сна и будет кусать локти в прямом и переносном смысле этого слова.»

3 комментария

minaichewa 05.01.2012 - 20:53

работаю учителем музыки достаточно долго, многое из того, что вы пишете, мне близко и понятно. так же как и вы подхожу к подготовке к уроку креативно.

Ответить
admin 05.01.2012 - 23:02

Здравствуйте! спасибо за отклик. Скажу Вам честно:креативности порой не хватает. Велик соблазн подключить к воспитательному процессу тяжелую артиллерию в виде родителей учеников и администрации школы. Но это — тупик. Но в основном креативность работает. Работает и все то, к чему не равнодушен сам: хорошая песня, качественная игра на инструменте и т.д. Дети ведь они и в Африке — дети; даже в статическом положении им нужно какое-то движение.

Ответить
эль 03.09.2012 - 01:37

Может предмет «Музыка» в старших классах необходимо менять на другой предмет, типа «Ритмика», пусть развиваются с музыкой.

Ответить

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.