Уроки музыки        25 октября 2011        3201         3 комментария

О дисциплине на уроке музыки

С каждым учебным годом преподавать музыку в школе становится все труднее и сложнее. Причин здесь много: и социального характера, и нравственного. Но наиболее важной из них я считаю обесценивание музыкальных знаний в обществе и, как следствие, в общеобразовательной школе. Изучение музыки в школе основано на постижении классики, которая сегодня практически никому не нужна. Зачастую второстепенное отношение к урокам музыки подогревается администрацией школ, учителями других дисциплин, родителями.
У учеников вырабатывается отношение к предмету «музыка» как к чему-то не совсем обязательному. Если школьник получит двойку по математике, то ему гарантированно влетит. А если по музыке? Самое большее – снисходительно пожурят.

2015-03-28_225127Я повидал всякие классы. Есть такие, с которыми работать одно наслаждение: дети собраны, организованы, выполняют требования, относятся к учебному процессу творчески. Но есть и такие, на урок к которым идешь как в бой. Причем, неизвестно, на чьей стороне будет победа. К урокам в таких классах готовлюсь особо тщательно. Запасаюсь всевозможными неординарными материалами по теме, презентациями, подбираю необычный репертуар для слушания и разучивания. Я понимаю, что ни криками, ни угрозами, ни постоянными нудными нотациями дисциплины на уроке не добьешься. Будет еще хуже. Чего я только не перепробовал на своих уроках для улучшения дисциплины. Были и всевозможные игры, и концерты, и уроки на природе, и вовлечение «хулиганов» в работу кружков. Что-то помогало, а что-то совсем не работало. Бывало и отчаяние, и ощущение своей беспомощности, и огромное желание заорать на детей и затопать ногами, как это делают некоторые учителя. Но это – тупик. Вот потому-то и ищу, ищу, ищу…

Очень хорошо в работе с трудными классами помогает владение музыкальными инструментами. Мастерство действует практически безотказно. Я владею несколькими инструментами: баян, аккордеон, синтезатор, гитара, труба. Стараюсь разнообразить урочное музыкальное пространство этими инструментами. Как бы ни куражились мои хулиганчики на уроках, они признают мастерство музыканта, а это уже много значит. Имеется точка отсчета, от которой можно дальше строить отношения.

В одной из школ у меня был класс 8 вида, почти полностью состоящий из детдомовцев. Это было нечто! Уроки проходили весьма бурно. Конечно же, ни о каком тематическом планировании речи быть не могло. Почти четверть искал у этих гавриков слабое место и…нашел. Однажды я им предложил: а давайте из вашего класса сделаем ансамбль баянистов. Недоумевали. Но согласились. Со скрежетом, с неимоверными усилиями удалось навести на уроках относительный порядок. На каждом уроке по двадцать минут я обучал их коллективной игре на баянах по своей методике. Им понравилось. Но как условие наших новых отношений остальные двадцать пять минут урока они должны были заниматься непосредственно учебным процессом, т.е. разучиванием песен, слушанием и анализом классических произведений и т.д. С этим классом я работал два года, некоторые из учеников довольно прилично освоили баян. Двое из них даже играли в школьном оркестре.

На словах-то вот все хорошо получается: нашел ключик, открыл замочек. А на самом деле.… Сколько они крови у меня попили, одному богу известно.

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"
Обсуждение: 3 комментария
  1. minaichewa:

    работаю учителем музыки достаточно долго, многое из того, что вы пишете, мне близко и понятно. так же как и вы подхожу к подготовке к уроку креативно.

    Ответить
  2. admin:

    Здравствуйте! спасибо за отклик. Скажу Вам честно:креативности порой не хватает. Велик соблазн подключить к воспитательному процессу тяжелую артиллерию в виде родителей учеников и администрации школы. Но это — тупик. Но в основном креативность работает. Работает и все то, к чему не равнодушен сам: хорошая песня, качественная игра на инструменте и т.д. Дети ведь они и в Африке — дети; даже в статическом положении им нужно какое-то движение.

    Ответить
  3. эль:

    Может предмет «Музыка» в старших классах необходимо менять на другой предмет, типа «Ритмика», пусть развиваются с музыкой.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта