Уроки музыки        06 марта 2012        1389         Комментариев нет

Звукообразование

Звукообразование у учеников начальной школы должно быть связано с напевным, протяжным звучанием. Младшие школьники интуитивно стараются перенести в пение навыки разговорной речи. Получается какой-то речитатив, скандирование слов песни под музыку. На это явление с первых же уроков следует обратить внимание. Пение детей младшего школьного возраста должно быть связанным, плавным.

2015-03-28_224707Обучение такому виду пения я называю «тянучками» и выполняю на уроках не только с младшими, но и со средними школьниками. Полезно использование «тянучек» в хоровой практике. Выполняя это упражнение с ярко выраженным legato дети учатся слышать свой голос, правильно направлять его от ноты к ноте. Здесь в работу включаются все вокальные механизмы, развиваются тренирующие певческие навыки.

Активизируется слух, вырабатывается соответствующее дыхание. В конечном итоге звук становится пластичным, тягучим, полноценным.

При подборе упражнений и песен для разучивания следует обязательно учитывать рабочий диапазон. Так возрастной рабочий диапазон у детей от 7 до 10 лет находиться в промежутке от «ми» до «си» первой, реже «до» второй октавы. Это довольно комфортная зона для детских голосов указанного возраста. Наиболее звучными в этом диапазоне будут «соль», «соль-диез», «ля» первой октавы.

В распевках и упражнениях от этих звуков на протяжении всего учебного года я стараюсь расширить диапазон звучания детских голосов в верхнем направлении. Обычно после систематических, целенаправленных занятий на расширение диапазона, к концу четвертой четверти у большинства учеников появляется головное звучание, так называемый «фальцет». Если вы добьетесь фальцетного звучания первого класса к концу учебного года, это уже большой прогресс.

Дети, освоившие фальцетное пение, и интонируют лучше, и уверенно чувствуют себя при разучивании нового материала. Наряду с расширением диапазона учеников их следует обязательно обучать правильно формировать гласные. Ведь именно от грамотно сформированных гласных зависит красота звучащего голоса.

Упражнений на формирование гласных существует великое множество. Вы без труда найдете их в любом пособии по вокально-хоровой работе. Для выработки полетности звука я части использую всевозможными попевками на слог «лю».

Попевки и упражнения на «о» вырабатывают округленное звучание, а с гласной «и» — дают голосу звонкость, заставляют его резонировать.

В некоторых случаях «и» приобретает резкое звучание. За этим надо следить и обучить учеников смягчению звука.

Осторожно в распевках следует использовать звук «е», и добиваться, чтобы дети не пели его слишком открыто.

При пении звуков «о» и «у» ученики зачастую вытягивают губы. От этого звук становиться глухим, тусклым, вялым.

Хорошо, если вы занимаетесь с младшими школьниками вокально-хоровой работой. Это прекрасная возможность работать над проблемами звукообразования допольнительно.

То, что вы будете делать в области вокальной техники на уроке, до обидного мало: трудно закрепляются полученные навыки. При таком положении движение вперед значительно затрудняется.

 

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта