Главная » Баян, гармонь. Пути становления

Баян, гармонь. Пути становления

автор Юрий Петрович
43 просмотры

Создание гармони — тернистый путь долгих исканий плеяды  мастеров. Благодаря их усилиям, возникла новая модификация инструмента, которая отразила индивидуально-региональные особенности, и стала основой для дальнейшего технологического эволюционирования. Возникновение гармоники – важный, до конца не проясненный вопрос в истории развития инструмента, что связывается, в частности, с недоступностью, либо потерей многих документальных исходников.Баян, гармонь. Пути становленияПриобретение «заморской» гармоники дало возможность использовать немецкий инструмент в качестве исходной модели, ускорив процесс усовершенствования отечественной модификации. Удачно сконструированная немецкая гармоника имела более приятный внешний вид, добротную отделку корпуса, а также являлась более качественной моделью по сравнению с русским инструментом того времени, который изготовлялся кустарным  способом.

Вскоре  мастера создают оригинальную русскую гармонику, которая завоевывает определенную популярность в ряде губерний. К окончанию девятнадцатого века во многих регионах России распространяются инструменты, за которыми утвердилось одно общее название — «тальянка». Инструмент имел яркую звучность, своеобразный тембр и строй, а также индивидуальную систему аккомпанемента в левой стороне. Имеется предположение, что богатое звучание инструмента связано с активностью выступлений исполнителей-гармонистов на ярмарках. Напомним, что музыканты-исполнители выступали в роли «зазывал» на всевозможные аттракционы, будучи постоянными участниками уличных балаганов. С середины XIX столетия Нижегородская ярмарка была основным местом распространения отечественных гармоник.

Период вытеснения шарманки как главного музыкального инструмента большинства праздников совпадает с необходимостью все более активного производства, а, впоследствии, – и ремонта гармоник, что способствовало появлению специалистов-мастеров. Довольно быстро гармоника становится активным участником различных действ, представлений и т.д.  Гармонисты стали частыми участниками различных концертов, выступая как соло, так и под аккомпанемент фортепиано. Они активно выступали на сцене (в том числе – цирковой) в качестве куплетистов и клоунов.

Большинство гастролирующих гармонистов не имели музыкального образования, хотя и обладали хорошей музыкальностью и музыкальным слухом. Кроме отличного владения , они вынуждены были включать разнообразные дополнительные актерско-драматические приемы, которые  способствовали заинтересованности и привлечению внимания публики. Период становления исполнительства на гармонике с конца XIX века по 1920-е годы можно оценить как «театрально–развлекательный».

Еще по теме  Как научить ребенка понимать классическую музыку

Тем не менее, именно на этом отрезке времени происходит признание гармони как концертного инструмента. Нужно сказать, что уже тогда имела место и альтернативная трактовка инструмента.  Таким был первый «симфонический оркестр гармоник» Л.М. Бановича, который в 1920-х годах гастролировал в Нижнем Новгороде. В  концертах с оркестром выступали солисты на хроматических гармониках.

В дальнейшем пути развития баяна и гармони стали расходиться. Баян уверенно вытеснял гармонь, что происходило в силу ряда выразительных и конструктивно-технических достоинств, которые позволили ему за кратчайший период завоевать внимание профессиональных музыкантов, а также самодеятельных артистов. Рост популярности художественной самодеятельности становится одной из главных предпосылок будущего профессионального образования.

В частности, в связи с самодеятельным движением в городах строятся новые дворцы и дома культуры, кружки, ансамбли и оркестры баянистов. Исполнительское искусство на баяне в этот период интенсивно развивается. Во — первых, в стране проводится много конкурсов исполнителей на народных инструментах. Баянные фестивали и конкурсы, активное функционирование агитбригад, а также общий интерес к гармони и баяну стали толчком к открытию отделений народных инструментов в музыкальных техникумах нашей страны.

Таким образом, постепенно закладывались традиции современной исполнительской школы. Процесс развития баянного искусства прервала Великая Отечественная война.

Репертуар для баяна, созданный в последние десятилетия, дает возможность делать выводы о перспективах развития инструмента. Современный исполнитель под воздействием разных причин все чаще позволяет себе весьма свободное отношение к реализации авторского текста, связывая такой процесс с понятием редакции. Новая баянная музыка заставляет исполнителя разбираться в том, чему ранее не уделялось особого внимания.

Стремясь к точности реализации художественной задачи, баянист становится более оснащенным технологически, по необходимости приобретая и навыки композиторского мышления. Теперь авторы могут быть свободны в собственных высказываниях, и уверены в том, что исполнители способны реализовать их замысел в полном объеме.

Еще по теме  Музыкальные игры

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.