Главная » Баян, гармонь. Пути становления

Баян, гармонь. Пути становления

автор Юрий Петрович
74 просмотры

Создание гармони — тернистый путь долгих исканий плеяды  мастеров. Благодаря их усилиям, возникла новая модификация инструмента, которая отразила индивидуально-региональные особенности, и стала основой для дальнейшего технологического эволюционирования. Возникновение гармоники – важный, до конца не проясненный вопрос в истории развития инструмента, что связывается, в частности, с недоступностью, либо потерей многих документальных исходников.Баян, гармонь. Пути становленияПриобретение «заморской» гармоники дало возможность использовать немецкий инструмент в качестве исходной модели, ускорив процесс усовершенствования отечественной модификации. Удачно сконструированная немецкая гармоника имела более приятный внешний вид, добротную отделку корпуса, а также являлась более качественной моделью по сравнению с русским инструментом того времени, который изготовлялся кустарным  способом.

Вскоре  мастера создают оригинальную русскую гармонику, которая завоевывает определенную популярность в ряде губерний. К окончанию девятнадцатого века во многих регионах России распространяются инструменты, за которыми утвердилось одно общее название — «тальянка». Инструмент имел яркую звучность, своеобразный тембр и строй, а также индивидуальную систему аккомпанемента в левой стороне. Имеется предположение, что богатое звучание инструмента связано с активностью выступлений исполнителей-гармонистов на ярмарках. Напомним, что музыканты-исполнители выступали в роли «зазывал» на всевозможные аттракционы, будучи постоянными участниками уличных балаганов. С середины XIX столетия Нижегородская ярмарка была основным местом распространения отечественных гармоник.

Период вытеснения шарманки как главного музыкального инструмента большинства праздников совпадает с необходимостью все более активного производства, а, впоследствии, – и ремонта гармоник, что способствовало появлению специалистов-мастеров. Довольно быстро гармоника становится активным участником различных действ, представлений и т.д.  Гармонисты стали частыми участниками различных концертов, выступая как соло, так и под аккомпанемент фортепиано. Они активно выступали на сцене (в том числе – цирковой) в качестве куплетистов и клоунов.

Большинство гастролирующих гармонистов не имели музыкального образования, хотя и обладали хорошей музыкальностью и музыкальным слухом. Кроме отличного владения , они вынуждены были включать разнообразные дополнительные актерско-драматические приемы, которые  способствовали заинтересованности и привлечению внимания публики. Период становления исполнительства на гармонике с конца XIX века по 1920-е годы можно оценить как «театрально–развлекательный».

Еще по теме  Влияние технологий на музыку и музыкантов

Тем не менее, именно на этом отрезке времени происходит признание гармони как концертного инструмента. Нужно сказать, что уже тогда имела место и альтернативная трактовка инструмента.  Таким был первый «симфонический оркестр гармоник» Л.М. Бановича, который в 1920-х годах гастролировал в Нижнем Новгороде. В  концертах с оркестром выступали солисты на хроматических гармониках.

В дальнейшем пути развития баяна и гармони стали расходиться. Баян уверенно вытеснял гармонь, что происходило в силу ряда выразительных и конструктивно-технических достоинств, которые позволили ему за кратчайший период завоевать внимание профессиональных музыкантов, а также самодеятельных артистов. Рост популярности художественной самодеятельности становится одной из главных предпосылок будущего профессионального образования.

В частности, в связи с самодеятельным движением в городах строятся новые дворцы и дома культуры, кружки, ансамбли и оркестры баянистов. Исполнительское искусство на баяне в этот период интенсивно развивается. Во — первых, в стране проводится много конкурсов исполнителей на народных инструментах. Баянные фестивали и конкурсы, активное функционирование агитбригад, а также общий интерес к гармони и баяну стали толчком к открытию отделений народных инструментов в музыкальных техникумах нашей страны.

Таким образом, постепенно закладывались традиции современной исполнительской школы. Процесс развития баянного искусства прервала Великая Отечественная война.

Репертуар для баяна, созданный в последние десятилетия, дает возможность делать выводы о перспективах развития инструмента. Современный исполнитель под воздействием разных причин все чаще позволяет себе весьма свободное отношение к реализации авторского текста, связывая такой процесс с понятием редакции. Новая баянная музыка заставляет исполнителя разбираться в том, чему ранее не уделялось особого внимания.

Стремясь к точности реализации художественной задачи, баянист становится более оснащенным технологически, по необходимости приобретая и навыки композиторского мышления. Теперь авторы могут быть свободны в собственных высказываниях, и уверены в том, что исполнители способны реализовать их замысел в полном объеме.

Еще по теме  О Дмитрии Хворостовском

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.