Все живое имеет энергию и пронизано разными энергетическими частотами. Эмоции изменяют химический состав организма человека, а от слушания разной музыки мы испытываем весьма определенные эмоции одни толкают нас на созидательные, возвышенные поступки, другие вызывают негативные и зачастую деструктивные ощущения. Нужно выбирать, что слушать и как слушать. Нужно всегда помнить о том, что музыка это информационный поток, она воздействует на психическое состояние человека.
Сегодня мы поговорим о гармонической симметрии и тематическом диалоге в музыке.
Гармоническая симметрия имеет, наряду с конструктивным, и определенное выразительно-смысловое значение (вопрос-ответ). Но, в отличие от роли тематизма, оно, все-таки, ближе обобщенной логике мышления, чем конкретной экспрессии. В этой связи следует подчеркнуть, что тип «вопрос-ответ» занял в музыке огромное место, поскольку он совмещает логическую закономерность завершенности и уравновешенности с воспроизведением коммуникативно-речевого жизненного прообраза.
В описываемом комплексе происходит скрещение двух диалогов. Один выражает непосредственно-содержательную сторону. Он лежит в основе тематического зерна, то есть, части, а не целого. Другой, не обладая подобной непосредственностью, охватывает все целое более широким обобщением. Оба влияют друг на друга. Тематический диалог не трансформируется коренным образом при его противоположном ладо-функциональном истолковании.
Но, пройдя через обратную гармоническую интерпретацию, он «выходит из испытания» окрепшим, показывает свою способность к существованию в различном контексте. Гармонический же диалог, наполняясь контрастным материалом, обретает прочную опорность, чувственную осязательность.
В целом, тематический контраст рисует образ, а гармоническая симметрия оформляет его. Это должно было подтвердить мысль о том, что явления музыкального языка в действительности представляют более или менее сложные системы, редко с разветвленными связями и взаимодействиями. В этом отношении закономерна аналогия: чем более развивается наука, чем глубже проникает она в тайны строения вещества или клетки, тем более обширное зрелище соподчинений и согласований открывается ей.
Возможно, что среди искусств именно музыка более всего близка сложнейшим явлениям природы и жизни по крайней развитости и многообразию закономерностей, сплетающихся друг с другом. Вот почему во многих случаях детальный анализ очень желателен или даже необходим, ибо он позволяет лучше понять богатство данного произведения.
Однако далеко не всегда такой анализ неизбежен, и главные черты могут быть вскрыты иными методами. К тому же, при достаточном опыте необходимость во всестороннем и подробном анализе в значительной мере отпадает. Многое подсказывает интуиция, о многом говорит живое восприятие. Но в учебном курсе тренировка в комплексно-детальном разборе и нужна, и полезна.
Подробность предлагаемых для студентов примерных анализов должна помогать тому, кто их будет изучать, в развитии наблюдательности. Учащийся должен воспитывать в себе умение замечать не только то, что говорит о себе «полным голосом», но и то, что подчас «прячется в тени», но, тем не менее, существенно для воздействия на слушателя. Овладев таким умением и накопив по данному произведению достаточно большой материал, можно в дальнейшем «просеять» его, учтя всю совокупность фактов, но упоминая в итоговом изложении лишь часть из них.