Главная » Баянные ансамбли и оркестры

Баянные ансамбли и оркестры

автор Юрий Петрович
145 просмотры

Понятие «оркестр» и «ансамбль» в баянной практике носят подчас условный характер. Действительно, нельзя точно определить, где кончается ансамбль и начинается оркестр. Четкой границы между ними не существует.

Некоторые специалисты считают фигуру дирижера, стоящего перед коллективом музыкантов, основополагающим фактором различия понятий «ансамбль» и «оркестр». По их утверждению, наличие дирижера дает право называть такой коллектив оркестром. Но думается, что за основу следует принимать наличие и число определенных групп в коллективе, играющих одну и туже партию, то есть дублирование.Баянные ансамбли и оркестрыЕсли в коллективе несколько человек играют одну партию и таких групп несколько, такой коллектив может быть назван оркестром. То есть под оркестром принято понимать большой коллектив музыкантов, играющих партии на разных инструментах или их разновидностях и совместно исполняющих музыкальное произведение.

По своей специфике баянный коллектив имеет ограниченные тембровые возможности, так как инструменты подобного рода в одновременном звучании не дают большого качественного эффекта. Нужны коренные усовершенствования для получения новых звуковых красок; это одна из основных проблем баянного оркестра.

Ансамбль обычно состоит из небольшого числа исполнителей, где каждый участник, как правило, играет самостоятельную партию (голос). Ансамбль является более высокой формой совместного исполнения, где роль каждого исполнителя-музыканта возрастает; по существу все партии в ансамбле равнозначны.

В практике имеют место разнообразные составы ансамблей: дуэты, терцеты (трио), квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты, дециметы и т.д. Все эти виды распространены неодинаково. Квинтеты, секстеты, октеты встречаются сравнительно редко, и в этих составах, как правило, имеет место дублирование партий. Наибольшее распространение имеют небольшие ансамбли: дуэты, трио, квартеты, которые давно завоевали признание и оказались практически более жизненными. Такие коллективы очень удобны и компактны, они оперативны и практически способны исполнять почти всю музыкальную литературу, особенно при наличии оркестровых инструментов.

Еще по теме  Системный подход к музыкальным занятиям

Гармоника является своеобразным духовым инструментом, имитирующим в миниатюре классический орган. В качестве вибрирующего тела у гармоники служит металлический язычок, но в отличие от органа, ручная гармоника (баян) теряет звуковые качества, присущие современному органу. Вследствие уменьшения размеров снижается мощность звучания, значительно сокращаются динамические возможности и тембровые ресурсы инструментов. Практически отсутствуют обертоны – все это объясняет тембровую бедность оркестра баянистов.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.