Проблема подготовки ребенка к школе имеет актуальное и социальное обоснование. Ряд авторов обращаются к вопросам «готовности к школе» и «школьной зрелости», утверждая, что школьная зрелость выражается в достигнутом уровне физического, психического, нравственного, эстетического развития, что создает необходимую основу для активного включения ребенка в новые условия школьного обучения и осознанного приобретения знаний.
Готовность к школе определяется наличием у ребенка определенного объема знаний и умений, необходимых в качестве основы для изучения предметов в школе, и является личным достоянием каждого ребенка.
Поэтому общая готовность к школе выражается в достижении 6-7-летними детьми такого уровня развития, который обеспечивает успешное освоение программы начальной школы и активное выполнение необходимого круга обязанностей, связанных с новой социальной позицией учащегося.
Изучение результатов начального обучения и его анализ показывают, что неготовность к школе выступает как сложный комплекс симптомов, синтезирующий ряд недостатков как интеллектуального, так и личностно-социального развития детей. Среди них отставание в развитии навыков самоконтроля и самооценки, недоразвитие мотивационной и эмоционально-волевой сферы. Все эти недостатки затрудняют адаптацию детей к школе, препятствуют овладению ими поведением и деятельностью.
Готовность к школе — это прежде всего умение слушать и выполнять инструкции, а этого многим детям сейчас очень не хватает. В этом смысле дети из многодетных семей и дети, которые до школы посещали кружки и секции подготовлены лучше, они уже понимают, что такое новый коллектив и новые требования. Те, кто были только в саду или вообще дома — им сложнее намного! Плюс к этому часто до школы от ребенка не требуют практически ничего, а тут на него сваливается огромная куча требований, именно этот переход для них очень тяжел.
Новый коллектив, новые требования. Учителя, не все из них адекватные. Одноклассники — тоже адекватные не все. Да даже, простите, туалеты в большой школе могут стать причиной серьезных переживаний. Особенно если там ученики постарше тусуются, со своим «оригинальным юмором».
А когда у ребенка психика в режиме выживания — на познавательную деятельность ресурса нет. Поэтому сначала — убедиться, что он справляется с освоением этого мира. И тогда уже можно (и нужно) грузить по полной образовательными задачами. Ребенок — он создан для развития, его не нужно «беречь» от работы. Но нужно беречь от стрессов.
Многие родители считают, что кто-то должен их чадо учить и воспитывать, но только не они… После работы все устают одинаково, но одни родители везут своих детей в спортивную секцию, танцы, музыку и т.д., а другие просто отдыхают на диване перед телевизором или занимаются только собой. А потом, на тех же утренниках и выпускных косятся, что кто-то на балалайке играет или чудеса гимнастики показывает, а их чадо на стульчике сидит. Но ведь ребенок не сам научился играть на балалайке — это, прежде всего мамины — папины заслуги (время, деньги и т.д.). Речь о том, что в детей надо вкладываться и не ждать дивидендов.
Естественно, у каждого ребенка свои способности и интересы, замечательно, если они так совпадают с родительскими, что дома есть группа профессиональной поддержки. Если нет — варианты разные, в том числе репетиторы, ничего стыдного и неправильного не вижу. Но помочь ребенку вырасти не просто неким «светлым человечком», а, как минимум, крепким профессионалом, на мой взгляд, куда важнее домашней еды.
Одно из научных исследований показало, что талант человека, достигшего больших высот, связан с усилиями родителей, которые приобщили его к данной сфере деятельности в возрасте от 2 до 5 лет. Развитие талантов по исследованиям связано с четырьмя факторами — ранним опытом, наставничеством, практикой и мотивацией.
Советы по подготовке ребенка к школе
Момент поступления ребенка в первый класс очень важен и ответственен для всей семьи. Чтобы все шло гладко, начинайте готовиться к школе заранее. На карту поставлены определенные навыки, начиная со второго года жизни ребенка.
Если ваша дочь или сын закончили детский сад, ваш переход в школу, скорее всего, пройдет гладко. В дошкольных учреждениях детей обучают основным гигиеническим навыкам, дисциплине и умению общаться в коллективе, базовым знаниям. Особое внимание следует уделить подготовке детей, не посещавших детский сад. Обязательно научитесь уважать других детей, но и постоять за себя.
Первоклассник должен уметь отвечать на вопросы о возрасте, адресе, именах и профессиях своих родителей и быть знакомым со многими общими темами. Рекомендуется, чтобы ребенок мог свободно считать и читать. Обучение письму лучше оставить учителю, чтобы вам не пришлось исправлять неправильный почерк.
Чтобы подробнее рассказать ребенку о школе, можно купить яркие пособия по подготовке ребенка, купить канцтовары и тетради. Вместе с изучением стихов, пересказом текстов и творческой деятельностью они помогут развить логическое мышление, внимание и память. Попробуйте провести обучение в игровой форме: посчитайте голубей на улице, обратите внимание на сезонные изменения в природе, прочитайте вывески магазинов. Продолжайте вводить новые слова в словарный запас вашего ребенка, подробно объясняя их значения, сопровождая комментариями с интересными историями.
Сегодняшняя школа требует больше знаний и усидчивости. В то же время ребенок часто перегружен массой ненужной информации, которой наполнен современный стремительный мир. Старайтесь чаще давать малышу передышку, не оставляйте надолго включенным телевизор и компьютер. Научите малыша быть самостоятельным, распределять занятия по степени важности. Выделите спокойный, тихий уголок с удобным, хорошо освещенным письменным столом. Соберите новые канцелярские принадлежности и одежду.
Создайте у ребенка интерес к обучению. Расскажите о том, как устроен учебный процесс, сходите вместе на экскурсию и познакомьтесь с будущим учителем и одноклассниками. Это хорошая идея, чтобы ваш сын или дочь ходили в школу с одним из детей по соседству. Отправьте ребенка в класс, где вас все устраивает — и личность учителя, и уровень школы, и уровень требований к ученику.
Делайте каждый день комплекс упражнений и закаливание, кормите ребенка максимально полезными продуктами, гуляйте. Определите распорядок дня, похожий на школьный. Это отличная идея ввести школьную игру в обычную практику. Вы будете выступать в роли учителя. Конечно, уроки должны быть несложными, короткими и увлекательными. Но, благодаря им, ребенок привыкнет к роли первоклассника.
Вашему ребенку предстоит сделать первый шаг во взрослую жизнь. Теперь все его развлечения не будут ограничиваться играми. Если вы видите, что ребенок переживает, постарайтесь создать положительный настрой. Расскажите несколько забавных историй из школьной жизни. Объясните, что любой может волноваться перед таким важным событием. Накануне ответственного момента проведите вместе прекрасный памятный день.
Первые впечатления и годы в школе могут иметь большое значение для развития ребенка. Раннее детство – это период когнитивного, эмоционального, социального и физического развития. Ответственность за создание полноценной и благоприятной учебной среды и хороших привычек в обучении лежит не только на учителях. Не менее важную роль играют родители.
Что вы можете сделать, так это заранее поощрять независимость и чувство собственного достоинства вашего ребенка, особенно с детьми младшего возраста, чтобы свести к минимуму тревогу по поводу разлуки.
Совершите несколько пробных прогулок в школу пешком или на автобусе. Поговорите со своим ребенком о том, где может быть новый класс. Ищите возможность посетить школу вместе с ребенком и вместе просмотреть школьный сайт.
Ищите книги, рассказывающие истории о первом дне в школе. Чтение их вместе с ребенком — отличный способ поговорить с ним о школе и подготовить его к тому, чего ожидать.
Поговорите со своим ребенком о вариантах питания в школе. Составьте список его любимых блюд, которые он должен положить в свой рюкзак на первые несколько школьных дней.
Обсудите школьный распорядок, продолжительность занятий и перемен, конец и начало учебного дня, предметы, которые ребенок будет изучать, и правила поведения, чтобы ребенок знал, чего ожидать. Поговорите с ним о том, кто будет забирать его домой каждый день и в какое время, потому что это дает ему чувство безопасности.
Обсудите, что надеть в первый день в школе, и подготовьте всё это заранее. Дети любят получать новый наряд для особых случаев.
Составьте список расходных материалов, таких как ручки, карандаши, мелки, один или два блокнота, новый рюкзак, коробка для завтрака, бутылка с водой. Купите их вместе, а затем дайте ребенку поиграть с ними и насладиться ими до начала школы.
Установите здоровый режим сна и вставайте по утрам как минимум за неделю до начала школы. Сон очень важен для физического развития и психического здоровья детей. Также укрепляйте гигиенические привычки вашего ребенка, часто мойте ему руки.
Современный первоклассник, в первую очередь, должен быть психически устойчивым. Очень много стресса ждет его после уютного мирка детского сада.