Главная » Слушание музыки на уроках в начальной школе

Слушание музыки на уроках в начальной школе

автор Юрий Петрович
8 просмотры

Первым звеном в системе музыкального воспитания является прослушивание музыки.

Подобно художественному слову или картине, музыка должна быть для детей доступным средством выражения своих чувств, эмоций и идей.

Слушание музыки развивает интерес и любовь к музыке, расширяет границы музыкального кругозора, повышает музыкальную восприимчивость детей и развивает зачатки музыкального вкуса.

Музыка с мелодичным характером, например колыбельные, улучшает качество пения: дети начинают петь медленнее. Спокойная музыка может создать им подходящий настрой, внутреннюю концентрацию.

Систематическое прослушивание музыки помогает детям лучше понять и полюбить её.

Слушание музыки на уроках в начальной школе

Из всех искусств наиболее трудна для понимания музыка: мелодии не хватает непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, и конкретики, как в литературе.

Существует различие между вокальной и инструментальной музыкой. Вокал (песня, романс, ария) предназначен для человеческого голоса и может быть с инструментальным сопровождением или без него.

Инструментальная музыка исполняется одним или несколькими инструментами.

Обычно люди классифицируют музыку на программную и непрограммную.

 

Программная музыка, в точном смысле этого слова, — это симфоническая или другая инструментальная музыка, раскрывающая сюжет и имеющая название. Программная музыка может быть написана на определенную тему (программу) и чаще всего заимствуется из поэзии, литературы или живописи.

Что касается напрограммированной музыки, то ее содержание определяется композитором другими способами.

Детская музыка в начальной школе должна быть эмоциональной, мягкой и восхитительно красивой. Она также должна передавать чувства, эмоции и идеи, которые ученики могут понять. Лучше всего выбирать произведения с ясными мелодиями, несложными гармониями, четкими формами, мягким вокалом и неторопливыми ритмами.

Еще по теме  Обучение музыке - ожидание и реальность

Выбирая доступные музыкальные произведения, педагоги должны создать интерес к исполняемой музыке, подводить детскую аудиторию к ее восприятию и вызвать эмоциональный отклик.

Музыка, вокальная или инструментальная, должна быть исполнена искренне, эмоционально и выразительно, точно передавая замысел композитора.

Важно учитывать непосредственные впечатления детей. Детей следует учить понимать музыку, а для этого, прежде всего, необходимо развивать их музыкальный слух.

Слушание музыки в различных прямых или косвенных формах существовало с самого начала нашей музыкально-педагогической традиции, и по мере эволюции взглядов на цели и задачи школьного музыкального образования постепенно уточнялись цели и задачи музыкального восприятия.

Долгое время считалось нецелесообразным слушать музыку в начальной школе. Одной из главных причин этого является трудность отражения результатов этой деятельности у детей.

В дальнейшем была предпринята попытка преодолеть некоторые недостатки музыкального образования в школе. Восприятие музыки начинают понимать как музыкальную деятельность, помогающую формировать умения, осознавать место и роль музыкального искусства в жизни человека, познавать богатство и разнообразие художественных и музыкальных произведений, умение осознавать и систематизировать музыкальные впечатления, получаемые в окружающем нас мире.

Способность к полноценному восприятию музыки включает в себя развитие музыкального восприятия в целом, а также отдельных его компонентов.

Слушание музыки на уроках в начальной школе

Деятельность по прослушиванию музыки в начальной школе направлена ​​в основном на развитие навыков всестороннего охвата и восприятия музыкальных произведений, на активное развитие музыкального слуха, на получение музыкально-слухового опыта, на развитие музыкальной памяти и воображения через восприятие различных музыкальных произведений.

В то же время неоднократно утверждалось, что это невозможно, если не сформировано аналитическое восприятие отдельных элементов музыкальной выразительности.

Еще по теме  Восприятие музыки детьми. Продолжение. 3 часть.

В последних научных работах, касающихся деятельности «Слушание музыки» можно заметить несколько новых строк:

-Развитие образно-ассоциативного мышления учащихся при восприятии музыкального произведения.

-Параллельное развитие смыслового и эмоционального начала при прослушивании музыки.

-Формирование «понятийного аппарата» — включающего музыкальные знания, понятия, термины и конкретные формы выражения музыкальных впечатлений.

Относительно знаний и умений по музыкальному восприятию по окончании начального этапа базового уровня образования от учащихся ожидается:

  1. узнавание четырех инструментальных произведений, определенных учителем, из школьного репертуара;
  2. определение характера, темпа, динамики, повторения, сходство и различие соответствующей музыки,
  3. узнавание в типичной музыке марша, вальса, танца,
  4. узнавание тембра и внешнего вида музыкальных инструментов,
  5. знание имен пяти музыкантов, относящихся к изучаемому материалу, и основных сведений о них.

Предлагаемая для прослушивания музыка должна отличается доступностью, привлекательностью, стилевым и жанровым разнообразием и вызывать эмоциональную отзывчивость детей.

Восприятие музыки является наиболее пассивной и наиболее трудно осуществимой музыкальной деятельностью в силу абстрактности музыкального языка, вследствие скромного объема музыкальных образов и ограниченности словарного запаса детей, с помощью которого они выражают свои впечатления. Эмоциональное содержание музыкального произведение чрезвычайно важно для его осмысленного восприятия.

В связи с этим современные информационные технологии (например, мультимедийная система, интерактивная доска) чрезвычайно важны в представлении темы обучения не столько как текст, сколько как аудио — и видеопродукт.

Для большинства учащихся именно здесь происходит их первая встреча с искусством музыки, первое заочное посещение концерта или музыкального театра. Эти первые встречи имеют сильное воспитательное воздействие.

Широко практикуемым подходом к визуализации образовательного контента являются мультимедийные презентации, реализованные с помощью приложения PowerPoint пакета Mocrosoft Office.

Программа предлагает инструменты для вставки текста, изображений, графики, аудио- и видеофайлов, построения навигации с помощью гиперссылок.

Еще по теме  Концерты для детей

Также есть опции для анимации элементов каждого слайда, выбора дизайна и прочего. Все эти возможности позволяют музыкальным педагогам делать привлекательные, интересные презентации, достигающие разных целей.

Программа также используется для разработки электронных уроков, которые позволяют более комплексно организовать учебный процесс и вызывают интерактивность.

Использование изобразительных форм при восприятии музыки изменяет характер обучения (улучшает восприятие, понимание, обобщение учебной информации, формирует навыки анализа и систематизации знаний) и создает интересную и привлекательную музыкально-образовательную среду в школе.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.