Первым звеном в системе музыкального воспитания является прослушивание музыки.
Подобно художественному слову или картине, музыка должна быть для детей доступным средством выражения своих чувств, эмоций и идей.
Музыка с мелодичным характером, например колыбельные, улучшает качество пения: дети начинают петь медленнее. Спокойная музыка может создать им подходящий настрой, внутреннюю концентрацию.
Систематическое прослушивание музыки помогает детям лучше понять и полюбить её.
Из всех искусств наиболее трудна для понимания музыка: мелодии не хватает непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, и конкретики, как в литературе.
Существует различие между вокальной и инструментальной музыкой. Вокал (песня, романс, ария) предназначен для человеческого голоса и может быть с инструментальным сопровождением или без него.
Инструментальная музыка исполняется одним или несколькими инструментами.
Обычно люди классифицируют музыку на программную и непрограммную.
Что касается напрограммированной музыки, то ее содержание определяется композитором другими способами.
Детская музыка в начальной школе должна быть эмоциональной, мягкой и восхитительно красивой. Она также должна передавать чувства, эмоции и идеи, которые ученики могут понять. Лучше всего выбирать произведения с ясными мелодиями, несложными гармониями, четкими формами, мягким вокалом и неторопливыми ритмами.
Выбирая доступные музыкальные произведения, педагоги должны создать интерес к исполняемой музыке, подводить детскую аудиторию к ее восприятию и вызвать эмоциональный отклик.
Музыка, вокальная или инструментальная, должна быть исполнена искренне, эмоционально и выразительно, точно передавая замысел композитора.
Важно учитывать непосредственные впечатления детей. Детей следует учить понимать музыку, а для этого, прежде всего, необходимо развивать их музыкальный слух.
Слушание музыки в различных прямых или косвенных формах существовало с самого начала нашей музыкально-педагогической традиции, и по мере эволюции взглядов на цели и задачи школьного музыкального образования постепенно уточнялись цели и задачи музыкального восприятия.
Долгое время считалось нецелесообразным слушать музыку в начальной школе. Одной из главных причин этого является трудность отражения результатов этой деятельности у детей.
В дальнейшем была предпринята попытка преодолеть некоторые недостатки музыкального образования в школе. Восприятие музыки начинают понимать как музыкальную деятельность, помогающую формировать умения, осознавать место и роль музыкального искусства в жизни человека, познавать богатство и разнообразие художественных и музыкальных произведений, умение осознавать и систематизировать музыкальные впечатления, получаемые в окружающем нас мире.
Способность к полноценному восприятию музыки включает в себя развитие музыкального восприятия в целом, а также отдельных его компонентов.
Деятельность по прослушиванию музыки в начальной школе направлена в основном на развитие навыков всестороннего охвата и восприятия музыкальных произведений, на активное развитие музыкального слуха, на получение музыкально-слухового опыта, на развитие музыкальной памяти и воображения через восприятие различных музыкальных произведений.
В то же время неоднократно утверждалось, что это невозможно, если не сформировано аналитическое восприятие отдельных элементов музыкальной выразительности.
В последних научных работах, касающихся деятельности «Слушание музыки» можно заметить несколько новых строк:
-Развитие образно-ассоциативного мышления учащихся при восприятии музыкального произведения.
-Параллельное развитие смыслового и эмоционального начала при прослушивании музыки.
-Формирование «понятийного аппарата» — включающего музыкальные знания, понятия, термины и конкретные формы выражения музыкальных впечатлений.
Относительно знаний и умений по музыкальному восприятию по окончании начального этапа базового уровня образования от учащихся ожидается:
- узнавание четырех инструментальных произведений, определенных учителем, из школьного репертуара;
- определение характера, темпа, динамики, повторения, сходство и различие соответствующей музыки,
- узнавание в типичной музыке марша, вальса, танца,
- узнавание тембра и внешнего вида музыкальных инструментов,
- знание имен пяти музыкантов, относящихся к изучаемому материалу, и основных сведений о них.
Восприятие музыки является наиболее пассивной и наиболее трудно осуществимой музыкальной деятельностью в силу абстрактности музыкального языка, вследствие скромного объема музыкальных образов и ограниченности словарного запаса детей, с помощью которого они выражают свои впечатления. Эмоциональное содержание музыкального произведение чрезвычайно важно для его осмысленного восприятия.
В связи с этим современные информационные технологии (например, мультимедийная система, интерактивная доска) чрезвычайно важны в представлении темы обучения не столько как текст, сколько как аудио — и видеопродукт.
Для большинства учащихся именно здесь происходит их первая встреча с искусством музыки, первое заочное посещение концерта или музыкального театра. Эти первые встречи имеют сильное воспитательное воздействие.
Широко практикуемым подходом к визуализации образовательного контента являются мультимедийные презентации, реализованные с помощью приложения PowerPoint пакета Mocrosoft Office.
Программа предлагает инструменты для вставки текста, изображений, графики, аудио- и видеофайлов, построения навигации с помощью гиперссылок.
Также есть опции для анимации элементов каждого слайда, выбора дизайна и прочего. Все эти возможности позволяют музыкальным педагогам делать привлекательные, интересные презентации, достигающие разных целей.
Программа также используется для разработки электронных уроков, которые позволяют более комплексно организовать учебный процесс и вызывают интерактивность.
Использование изобразительных форм при восприятии музыки изменяет характер обучения (улучшает восприятие, понимание, обобщение учебной информации, формирует навыки анализа и систематизации знаний) и создает интересную и привлекательную музыкально-образовательную среду в школе.