Эпоха Просвещения оглядывается на идеи Древней Греции и Рима и возрождает интерес ко всему «классическому». Барокко уже очень экстравагантно, поэтому около 1750 года возникает новый музыкальный стиль, который стал известен как «классический». Звучит интересно, не правда ли — классический стиль в классической музыке.
Классический стиль изначально зародился во Франции и Италии, но постепенно переместился в Германию и Австрию и окончательно утвердился в Вене. Классический стиль сдержан и прохладен и идеально подходит немецкому и австро-венгерскому темпераменту.
Одним из первых композиторов этого времени был Кристоф Валибальд Глюк (1714 — 1787), который ввел в оперу свой стиль — «реформистскую оперу», более реалистично описывающую человеческие чувства, без типичных барочных сюжетов мифологии.
Ранняя классическая музыка часто упускается из виду, потому что она находится между Бахом и Генделем, с одной стороны, и Гайдном и Моцартом, с другой. Однако в то время работали многие выдающиеся композиторы, такие как Иоганн Стамиц (1717-1757) из школы Майнхейма, которая вращалась вокруг благодетеля искусств Фридриха Великого, короля Пруссии. Другими композиторами того времени были сыновья Баха, Мартини (1706 — 1784) — учитель Моцарта, Альбрехтебергер (1736 — 1789) — учитель Бетховена, фон Дитендорф (1739 — 1799) и другие.
И все же, когда мы говорим о классическом стиле в классической музыке, невозможно не отметить трех величайших композитора всех времен.
Первым из них был Йозеф Гайдн (1732 — 1809).
Йозеф Гайдн имеет пятидесятилетний творческий путь. Он учится сочинять практически самостоятельно. Ему удалось подняться как придворному композитору высокопоставленных дворян и приступить к написанию музыки. Его стиль типично классический, самобытный, мастерский. Гайдн редко путешествует и в основном пишет и экспериментирует с музыкой во дворце Эстерхази. Он автор огромного количества симфоний, струнных квартетов и даже опер.
Вторым великим композитором классического периода классической музыки был Вольфганг Амадей Моцарт (1756 — 1791).
Моцарт — вундеркинд в музыке. Под влиянием отца он начал играть и сочинять с самого раннего возраста. В более зрелом творчестве на него повлияло знакомство с Гайдном, у которого он черпал вдохновение. Он является автором многочисленных симфоний, концертов, струнных квартетов и опер, в которых его гений особенно выделялся в последние пять лет его жизни — «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» и другие. Для Моцарта характерна легкость и изящество, с которым он сочинял, но жизнь его была трагически коротка, и он умер, не закончив одно из своих самых значительных произведений — «Реквием».
Третьим великим композитором классического периода классической музыки был Людвиг ван Бетховен (1770-1827).
С возрастом у Бетховена выработался свой, глубоко выразительный и бурный стиль, подчеркивающий победу над врагом и неукротимый человеческий дух. Третья симфония Бетховена — «Героическая» — пример всего этого и является поворотным моментом не только в его творчестве, но и в музыкальной истории, ибо открывает настежь двери для следующего периода в музыке — романтизма. Каждое его последующее произведение все больше расширяет границы его музыкального самовыражения. Бетховен продолжает сочинять оригинальные произведения даже полностью глухим!
Последнее важное имя периода классицизма в классической музыке — конечно, не столь известное, как имя Гайдна, Моцарта и Бетховена, — это имя Франца Шуберта (1797–1828). Он талантливый автор мелодий и любимец венского среднего класса. Его жизнь была короткой, и Шуберт умер молодым, но все же оставил после себя богатое музыкальное наследие.
Идея о том, что музыка должна быть хвалой Богу или развлечением аристократии, была заменена сочинением как средством самовыражения.