Главная » Краткая истрия классической музыки. Романтизм

Краткая истрия классической музыки. Романтизм

автор Юрий Петрович
189 просмотры

Наступил XIX век, а с ним и период романтизма в классической музыке.

Есть существенные различия между музыкой Романтизма и музыкой Классицизма. Наиболее очевидным из них является то, что романтическая музыка гораздо более эмоциональна. Уравновешенные музыкальные формы, созданные Гайдном и Моцартом, становятся уже не так важны.

Краткая истрия классической музыки. Романтизм

Романтизм вошел в классическую музыку одновременно с тем, как он вошел в литературу тех лет, и в частности в немецкую литературу конца XVIII века, типичным представителем которой является, например, Гёте (1749-1832). И музыка, и литература начинают обращать пристальное внимание на силу природы, оккультизм — на смерть, сверхъестественное, сатану, секс и борьбу человека со стихиями.

Таким образом, романтическая музыка — это чаще всего инструментальная музыка, рассказывающая историю или описывающая определенную сцену. Не случайно многие произведения этого периода имеют описательные названия.

Период романтизма привел к изменениям в самом оркестре. Он постепенно растет и включает в себя все больше и больше ударных, медных и деревянных духовых инструментов. Специально разработано фортепиано, которое своим характерным звуком и диапазоном идеально подходит для романтической музыки. Виртуозные композиторы-пианисты стали путешествовать по миру и демонстрировать свои качества широкой публике. Так родился фортепианный сольный концерт — потрясающее музыкальное событие своего времени.

Первым немецким представителем романтизма был Карл Мария фон Вебер (1786 — 1826) — основатель немецкой романтической оперы. В 1820 году он завершил свою оперу «Волшебный лучник», типичное романтическое произведение с участием дьявола, снов и устрашающей природы, исполненное на немецком языке.

Затем на сцену выходит Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847). Он очарован великолепием природы, феями и предлагает миру музыку, вдохновленную его путешествиями по миру. Он остался в истории как создатель знаменитого «Свадебного марша». Но кроме него является автором нескольких значительных симфоний.

Другим типичным представителем романтизма является Роберт Шуман (1810-1856). Сама биография его весьма драматична («романтична») — литературное образование, безответная любовь, сифилис, провал концертной карьеры из-за сифилиса, тяжелая депрессия, попытка самоубийства и, наконец, сумасшествие.

Знаменитой фигурой на музыкальном небосклоне этого периода классической музыки является Николо Паганини (1782 — 1840). Он скрипач-виртуоз, которому трудно выбрать правильный репертуар из доступной на данный момент музыки. Сам начинает сочинять, используя всевозможные приемы, чтобы поразить публику техническим совершенством владения инструментом.

Еще по теме  Краткая история классической музыки. Классицизм

Таким образом, мы подошли к одному из самых интересных композиторов эпохи романтизма — Фредерику Шопену (1810 — 1849).

Сын французского учителя и польки, Шопен вырос в Варшаве и в юном возрасте отправился в турне по Европе. Как композитор он создает блестящую музыку, но что поражает публику, так это чувственное и захватывающее исполнение, с которым он представляет свои произведения. Произведение Шопена почти исключительно для фортепиано соло, он использует гармонию совершенно новым и неожиданно нежным способом.

Одним из самых известных героев концертной эстрады середины XIX века является Ференц Лист (1811 — 1886).

Со своими концертными выступлениями венгр Лист — настоящая звезда своего времени. Он универсальный композитор и музыкант, сочетающий в себе лучшее из сценического обаяния Паганини с мастерством композиции Шопена. Публика его просто обожает, отсюда и термин «листомания» — гипнотическое воздействие, которое игра Листа оказывает на слушателей, особенно на их женскую часть. Некоторые эксперты даже сегодня считают его величайшим пианистом всех времен, хотя записей его исполнения нет.

В начале и середине 19 века фортепиано стало основой романтизма в классической музыке, а Париж стал крупным центром композиторов и исполнителей-виртуозов со всего мира. Но во Франции не хватает местных талантов, пока, наконец, не появляется Гектор Берлиоз (1803 — 1869).

У Берлиоза серьезный музыкальный — он плохо играет на фортепиано. В этом отношении его нельзя сравнивать с Шопеном и Листом. Однако это его не смущало, и он смело сочинял симфоническую музыку. Его самым значительным произведением является «Фантастическая симфония» — монументальное произведение, которое несет в себе все отличительные черты его стиля и которое некоторые считают самой драматической музыкой всех времен. Сама симфония была написана Берлиозом как описание влюбленности в актрису Харриет Смитсон, после того как он уже разочаровал отношения с ней. В его симфонии есть прием более поздних композиторов для повторяющейся темы — «фиксированная идея» (лейтмотив). Благодаря «Фантастической симфонии» Берлиоз даже завоевал сердце возлюбленной, и они поженились.

Еще по теме  Импрессионизм, экспрессионизм, модернизм, постмодернизм в классической музыке

Композитор Иоганнес Брамс (1833-1897) выделяется уравновешенностью и стремлением к классической форме в романтических выразительных средствах.

Краткая истрия классической музыки. Романтизм

Сдержанный и эрудированный, Брамс сочинял высококлассную музыку с чрезвычайной эмоциональной глубиной. По сравнению с другими композиторами он начал работать относительно поздно. Судьбоносная встреча с Робертом Шуманом, оценившим его талант и впоследствии даже объявившим его гением, подтолкнула его к серьезному сочинительству. Стиль Брамса для некоторых был сух и академичен, но он все же оставил достойный след на музыкальной сцене.

В то время любители музыки разделились на три лагеря: поклонники Листа, Вагнера и Брамса!

Романтическое движение имеет свои немецкие корни, и именно в этот период многие немецкие композиторы начали выражать свои чувства через музыку. Однако эмоции никогда не были проблемой для итальянских композиторов, которым в 19 веке была предоставлена ​​возможность расширить свою оперную карьеру.

В начале 19 века ведущим итальянским оперным композитором был Джоаккино Россини (1792-1868). Он создал десятки опер — и комических, и серьезных. Среди его самых известных опер «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль». В этот период оперными композиторами были также Гаэтано Доницетти (1797-1848) и Винченцо Беллини (1801-1835), прославившиеся после ухода Россини на пенсию.

Следующим и величайшим из всех оперных композиторов этого периода классической музыки является Джузеппе Верди (1813–1901).

Творчество Верди почти полностью отдано опере. Он создал имя и мировую известность операми «Набукко», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», «Фальстаф». Для стиля Верди характерны замысловатый сюжет, арии и хоры в пользу драматического реализма. Оперы Верди считаются одними из самых исполняемых в мире.

Достойным продолжателем оперы Верди был Джакомо Пуччини (1858 — 1924), создавший несколько замечательных романтических оперных шедевров, таких как «Мадам Баттерфляй» и «Турандот».

Еще по теме  Подросток на уроке музыки

В то же время в Германии возникла знаковая фигура одного из самых оригинальных оперных композиторов Рихарда Вагнера (1813–1883).

Произведения Вагнера объединяют театр и музыку в законченное произведение искусства и непрерывное повествование. Для него певцы — это актеры, которые поют важные для сюжета партии, а не только для демонстрации вокальной техники. Среди наиболее известных произведений Вагнера — «Летучий голландец», «Кольцо нибелунгов» в четырех частях, «Тристан и Изольда». Превыше всего Вагнер ставит реализм. Оперы Вагнера подобны огромным симфониям, которые из-за своего специфического стиля использования изменений тональности и диссонанса подрывают применявшуюся до сих пор общую тональную систему и вызывают кризис музыкальной мысли.

Влияние Вагнера на композиторов позднего романтизма в классической музыке весьма ощутимо. Произведения французских композиторов, таких как Камиль Сен-Санс (1835–1921), Жорж Бизе (1838–1875), Габриэль-Журбен Фор (1845–1924), Жюль Массне (1842–1912) и многих других, испытали влияние Вагнера.

Но сильнее всего вагнеровский отпечаток чувствуется в огромных оркестрах и масштабных формах, используемых тремя композиторами, работающими в Вене. Антон Брукнер (1824 — 1896) опер не писал и по темпераменту был противоположен Вагнеру — тихим и сдержанным. Однако, когда он услышал «Тангейзер» Вагнера, Брукнер отказался от своего раннего консервативного стиля и начал писать симфонии и хоры. Брукнер стал наставником Густава Малера (1860-1911), который отличился написанием масштабных, очень длинных произведений для огромного оркестра. Современник и друг Малера, Рихард Штраус (1864–1949), сделал себе имя, сочиняя симфонические поэмы с героическими фигурами вместо симфоний и используя мощные оркестры для написания звуковых картин.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.