Наступил XIX век, а с ним и период романтизма в классической музыке.
Есть существенные различия между музыкой Романтизма и музыкой Классицизма. Наиболее очевидным из них является то, что романтическая музыка гораздо более эмоциональна. Уравновешенные музыкальные формы, созданные Гайдном и Моцартом, становятся уже не так важны.
Романтизм вошел в классическую музыку одновременно с тем, как он вошел в литературу тех лет, и в частности в немецкую литературу конца XVIII века, типичным представителем которой является, например, Гёте (1749-1832). И музыка, и литература начинают обращать пристальное внимание на силу природы, оккультизм — на смерть, сверхъестественное, сатану, секс и борьбу человека со стихиями.
Период романтизма привел к изменениям в самом оркестре. Он постепенно растет и включает в себя все больше и больше ударных, медных и деревянных духовых инструментов. Специально разработано фортепиано, которое своим характерным звуком и диапазоном идеально подходит для романтической музыки. Виртуозные композиторы-пианисты стали путешествовать по миру и демонстрировать свои качества широкой публике. Так родился фортепианный сольный концерт — потрясающее музыкальное событие своего времени.
Первым немецким представителем романтизма был Карл Мария фон Вебер (1786 — 1826) — основатель немецкой романтической оперы. В 1820 году он завершил свою оперу «Волшебный лучник», типичное романтическое произведение с участием дьявола, снов и устрашающей природы, исполненное на немецком языке.
Затем на сцену выходит Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847). Он очарован великолепием природы, феями и предлагает миру музыку, вдохновленную его путешествиями по миру. Он остался в истории как создатель знаменитого «Свадебного марша». Но кроме него является автором нескольких значительных симфоний.
Другим типичным представителем романтизма является Роберт Шуман (1810-1856). Сама биография его весьма драматична («романтична») — литературное образование, безответная любовь, сифилис, провал концертной карьеры из-за сифилиса, тяжелая депрессия, попытка самоубийства и, наконец, сумасшествие.
Знаменитой фигурой на музыкальном небосклоне этого периода классической музыки является Николо Паганини (1782 — 1840). Он скрипач-виртуоз, которому трудно выбрать правильный репертуар из доступной на данный момент музыки. Сам начинает сочинять, используя всевозможные приемы, чтобы поразить публику техническим совершенством владения инструментом.
Таким образом, мы подошли к одному из самых интересных композиторов эпохи романтизма — Фредерику Шопену (1810 — 1849).
Сын французского учителя и польки, Шопен вырос в Варшаве и в юном возрасте отправился в турне по Европе. Как композитор он создает блестящую музыку, но что поражает публику, так это чувственное и захватывающее исполнение, с которым он представляет свои произведения. Произведение Шопена почти исключительно для фортепиано соло, он использует гармонию совершенно новым и неожиданно нежным способом.
Одним из самых известных героев концертной эстрады середины XIX века является Ференц Лист (1811 — 1886).
Со своими концертными выступлениями венгр Лист — настоящая звезда своего времени. Он универсальный композитор и музыкант, сочетающий в себе лучшее из сценического обаяния Паганини с мастерством композиции Шопена. Публика его просто обожает, отсюда и термин «листомания» — гипнотическое воздействие, которое игра Листа оказывает на слушателей, особенно на их женскую часть. Некоторые эксперты даже сегодня считают его величайшим пианистом всех времен, хотя записей его исполнения нет.
В начале и середине 19 века фортепиано стало основой романтизма в классической музыке, а Париж стал крупным центром композиторов и исполнителей-виртуозов со всего мира. Но во Франции не хватает местных талантов, пока, наконец, не появляется Гектор Берлиоз (1803 — 1869).
У Берлиоза серьезный музыкальный — он плохо играет на фортепиано. В этом отношении его нельзя сравнивать с Шопеном и Листом. Однако это его не смущало, и он смело сочинял симфоническую музыку. Его самым значительным произведением является «Фантастическая симфония» — монументальное произведение, которое несет в себе все отличительные черты его стиля и которое некоторые считают самой драматической музыкой всех времен. Сама симфония была написана Берлиозом как описание влюбленности в актрису Харриет Смитсон, после того как он уже разочаровал отношения с ней. В его симфонии есть прием более поздних композиторов для повторяющейся темы — «фиксированная идея» (лейтмотив). Благодаря «Фантастической симфонии» Берлиоз даже завоевал сердце возлюбленной, и они поженились.
Композитор Иоганнес Брамс (1833-1897) выделяется уравновешенностью и стремлением к классической форме в романтических выразительных средствах.
Сдержанный и эрудированный, Брамс сочинял высококлассную музыку с чрезвычайной эмоциональной глубиной. По сравнению с другими композиторами он начал работать относительно поздно. Судьбоносная встреча с Робертом Шуманом, оценившим его талант и впоследствии даже объявившим его гением, подтолкнула его к серьезному сочинительству. Стиль Брамса для некоторых был сух и академичен, но он все же оставил достойный след на музыкальной сцене.
Романтическое движение имеет свои немецкие корни, и именно в этот период многие немецкие композиторы начали выражать свои чувства через музыку. Однако эмоции никогда не были проблемой для итальянских композиторов, которым в 19 веке была предоставлена возможность расширить свою оперную карьеру.
В начале 19 века ведущим итальянским оперным композитором был Джоаккино Россини (1792-1868). Он создал десятки опер — и комических, и серьезных. Среди его самых известных опер «Севильский цирюльник» и «Вильгельм Телль». В этот период оперными композиторами были также Гаэтано Доницетти (1797-1848) и Винченцо Беллини (1801-1835), прославившиеся после ухода Россини на пенсию.
Следующим и величайшим из всех оперных композиторов этого периода классической музыки является Джузеппе Верди (1813–1901).
Творчество Верди почти полностью отдано опере. Он создал имя и мировую известность операми «Набукко», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», «Фальстаф». Для стиля Верди характерны замысловатый сюжет, арии и хоры в пользу драматического реализма. Оперы Верди считаются одними из самых исполняемых в мире.
Достойным продолжателем оперы Верди был Джакомо Пуччини (1858 — 1924), создавший несколько замечательных романтических оперных шедевров, таких как «Мадам Баттерфляй» и «Турандот».
В то же время в Германии возникла знаковая фигура одного из самых оригинальных оперных композиторов Рихарда Вагнера (1813–1883).
Произведения Вагнера объединяют театр и музыку в законченное произведение искусства и непрерывное повествование. Для него певцы — это актеры, которые поют важные для сюжета партии, а не только для демонстрации вокальной техники. Среди наиболее известных произведений Вагнера — «Летучий голландец», «Кольцо нибелунгов» в четырех частях, «Тристан и Изольда». Превыше всего Вагнер ставит реализм. Оперы Вагнера подобны огромным симфониям, которые из-за своего специфического стиля использования изменений тональности и диссонанса подрывают применявшуюся до сих пор общую тональную систему и вызывают кризис музыкальной мысли.
Влияние Вагнера на композиторов позднего романтизма в классической музыке весьма ощутимо. Произведения французских композиторов, таких как Камиль Сен-Санс (1835–1921), Жорж Бизе (1838–1875), Габриэль-Журбен Фор (1845–1924), Жюль Массне (1842–1912) и многих других, испытали влияние Вагнера.
Но сильнее всего вагнеровский отпечаток чувствуется в огромных оркестрах и масштабных формах, используемых тремя композиторами, работающими в Вене. Антон Брукнер (1824 — 1896) опер не писал и по темпераменту был противоположен Вагнеру — тихим и сдержанным. Однако, когда он услышал «Тангейзер» Вагнера, Брукнер отказался от своего раннего консервативного стиля и начал писать симфонии и хоры. Брукнер стал наставником Густава Малера (1860-1911), который отличился написанием масштабных, очень длинных произведений для огромного оркестра. Современник и друг Малера, Рихард Штраус (1864–1949), сделал себе имя, сочиняя симфонические поэмы с героическими фигурами вместо симфоний и используя мощные оркестры для написания звуковых картин.