Главная » Краткая история классической музыки. Возрождение. Барокко

Краткая история классической музыки. Возрождение. Барокко

автор Юрий Петрович
312 просмотры

Ранний период классической музыки завершился Ренессансом — культурным возрождением классической цивилизации в XV и XVI веках. Это период реформации и возрождения христианской Европы, в котором музыка не остается неизменной. Особенно в Италии процветал Ренессанс, и это отразилось на музыке, которая стала проще и нежнее, в типично итальянском стиле.

Краткая история классической музыки. Возрождение. Барокко

Есть несколько великих композиторов эпохи расцвета Возрождения. Среди них итальянец Джованни де Палестрина (1525 — 1594), француз фламандец Орландо ди Лассо (1532 — 1594), испанец Томас Луис де Виктория (1548 — 1611), англичанин Уильям Берд (1543 — 1623), итальянец Андреа Габриэли — 1510) и другие.

Примерно в то же время произошел большой прорыв в музыке. На сцену выходит чисто инструментальная музыка, которая носит светский характер и до сих пор не одобрена Церковью из-за своей греховной развлекательной природы. Так закладываются основы современной концертной музыки.

Первоначально инструментальная музыка вошла во дворцы знати. Все больше и больше принцев и герцогов заводят придворных музыкантов, а в некоторых городах появляются группы, которые создают музыку для публичных мероприятий и церемоний. Это мощные оркестры с разнообразными духовыми, ударными и струнными инструментами. Эти музыкальные ансамбли стали очень популярны в эпоху Возрождения, и многие композиторы начали писать для них музыку.

Растущая популярность и доступность инструментальной музыки совпадает с ростом образованного среднего класса. Пение и игра считаются необходимыми социальными навыками, и каждый, кто хочет войти в аристократическое общество, должен обладать такими навыками. Композиторы стали создавать музыку для солистов (сольные инструментальные произведения для лютни или фортепиано), которая была нужна широкой публике. Влияние любительской музыки в домашнем исполнении колоссально растет.

Как стало понятно выше, Италия диктовала музыкальную моду в эпоху Возрождения. Андреа Габриэли (1510-1585) придумал объединить хоры с группами инструментов, чтобы достичь новых высот в гармонии. Его величайшим открытием является «стерео» звук, которого он достигает с группами певцов и музыкантов в разных местах церкви Сан-Марко в Венеции.

Еще по теме  Изобразительность, четкость, выразительность в музыке

Барочная музыка

Основной период классической музыки начинается с так называемого «Барокко». Для барокко характерны преувеличенные действия и склонность к орнаменту, создающие драматический эффект, напряжение и пышность. Музыкальные формы барокко составляют значительную часть канонов классической музыки. По этой причине их очень активно изучают, слушают и исполняют в наши дни.

Композитор, преодолевший разрыв между Ренессансом и барокко, — Клаудио Монтеверди (1567–1643).

Творчество Монтеверди совпадает с появлением еще одного новшества в классической музыке — оперы. Как стиль опера заимствована из музыкальной драмы в древнегреческом стиле и возникла в 1597 году с произведения Якопо Перри «Дафна», которое, к сожалению, утеряно. Монтеверди воспользовался этим импульсом и начал развивать оперу.

Ранняя опера положила начало периоду барокко в музыке. Наиболее заметным ее нововведением является речитатив — ритмичная декламация с простым музыкальным сопровождением, заполняющим повествование между ариями.

Опера начала набирать обороты и быстро стала сильным фактором на музыкальной сцене. Композиторы активно используют и навязывают этому жанру итальянский язык, что оказывается особенно уместным. Возникает красивый и утонченный стиль бельканто – красивое пение. Такие композиторы, как Пьетро Кавалли (16022–1676) и Антонио Чести (1623–1669), расширили влияние белой песни.

Барокко ворвалось и в другие части Европы. В протестантской Германии и Нидерландах на первый план выходит орган. Во Франции классическая музыка развивалась с помощью королевского двора, оставив сильный след в жизни Жана-Батиста Люлли (1632 — 1687) — отца французской оперы. В Англии, хотя и с опозданием и поначалу неохотно, барочная музыка и, в частности, опера также нашли признание.

Еще по теме  Детская песня

Наступает время позднего барокко. И с ним происходит много важных вещей в мире классической музыки.

Это, например, время итальянского композитора Антонио Вивальди (1678 — 1741).

В рамках своей профессиональной карьеры Антонио Вивальди написал более 500 концертов (музыкальная форма, сочетающая две противоположные группы инструментов) и множество всевозможных сонат. Самое известное произведение Вивальди — «Времена года» — пожалуй, самое исполняемое музыкальное произведение в мире.

Примерно в то же время позднего барокко достигло больших высот в Германии.

Крупнейшим представителем немецкой музыки барокко является Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750).

За свою долгую карьеру Бах работал практически во всех жанрах, кроме оперы. Ему свойственна глубокая религиозность, что сказывается на его музыкальном творчестве. Произведения Баха выполнены на высочайшем техническом уровне в сочетании с глубокой душой. Этот баланс между разумом и сердцем обеспечивает ему славу великого и универсального композитора.

В то время, когда жил и творил Бах, жил и творил еще один великий немецкий композитор эпохи барокко — Георг Фридрих Гендель (1685 — 1759).

Гендель, как и Бах, рано проявил свои музыкальные способности. Он путешествует и знакомится с различными музыкальными стилями Европы, уделяя особое внимание освоению тонкостей итальянского стиля. В какой-то момент он поселился в Лондоне, где приобрел известность в области оперы и добился большого успеха.

Он тоже работает в Германии, но не сидит на одном месте и всю жизнь путешествует. Гендель — самобытный и звонкий композитор, автор опер, ораторий, од, гимнов, концертов и сонат. Великий шедевр Генделя — оратория «Мессия» — поворотный пункт в его творчестве, объединивший все элементы его стиля. Это также одно из самых исполняемых хоровых произведений в стиле барокко в мире.

Еще по теме  Музыка на радио и телевидении

Музыка Баха и Генделя знаменует собой вершину барокко и конец исторической эпохи. В 18 веке пришло Просвещение, которое принесло новые элементы в мир классической музыки. Это переход от барокко к классике.

Оставить комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.