Воспитание        09 марта 2019        64         Комментариев нет

Любопытство не порок!

Мир маленького ребенка полон новых неизвестных предметов и продуктов, новых людей, новых игр, слов для понимания, мест для посещения и концепций, которые нужно освоить.

Маленькие дети естественно любопытны. Они неосознанно стремятся исследовать окружающий мир и выяснять, как все работает. И у родителей есть веские причины, чтобы способствовать этой присущей детям любознательности.Любопытство не порок!Любопытство непосредственно связано с академическими достижениями, и исследования показывают, что «когда люди интересуются чем-то, они обучаются быстрее и лучше». Согласно одному исследованию, дети, родители которых побуждали их задавать вопросы, с большей вероятностью преуспевают в науке. Любопытство также стимулирует творчество, или, как отмечает писательница Элизабет Гилберт, творчество является естественным побочным продуктом «жизни, движимой любопытством».

Вот один простой прием воспитания и развития любопытства детей: обратите внимание на их вопросы.

Первый вопрос годовалых детей обычно звучит так: «Что это?» Они хотят дать определение своему миру — что они видят, слышат, пробуют на вкус, обоняют и чувствуют. Получение ответов на свои вопросы неуклонно стимулирует ребенка к расширению «вопросной деятельности». Их вопросы становятся все более сложными, порою неудобными для взрослых.

Например, как и большинство четырехлетних детей, моя дочь в этом возрасте была очарована вопросом «Почему?». Она повторяла его за день бесчисленное количество раз с разными интонациями. В качестве эксперимента, я записывал каждый из ее вопросов. Вот небольшая выборка:

Почему глазки моргают?

Почему я не могу пить воду и дышать одновременно?

Почему у моржей есть клыки?

Почему собаки лают, а кошки мяукают?

Почему солнце ложится спать позже весной?

И затем есть невысказанные вопросы, которые иногда могут расцениваться нами как неправильное поведение. Нам конечно же известно, что двухлетние ребятишки очень часто спрашивают себя: «Что будет, если…?»

Вот какими вопросами задавалась в двухлетнем возрасте моя дочь:

Что будет, если я уроню это яйцо на пол?

Что будет, если я нажму эту кнопку?

Что произойдет, если я положу папину гитару на башню моего замка?

Что будет, если я спущу зубную щетку мамы в унитаз?

Эти бесконечные и часто нелогичные и неестественные вопросы детей могут бросить вызов нашим знаниям и нашему терпению. Но если мы хотим развить детское любопытство, возможно, лучший ответ, который мы можем дать, это просто сказать: «Хороший вопрос. Давайте разберемся." И разбираться.

Вот как это может выглядеть:

Вместо того, чтобы подавить любопытство малышей, перенаправьте его, если необходимо: «Если ты не можешь этого сделать, то попробуй сделать это!». Если они хотят знать, что произойдет, когда они перевернут коробку сока вверх дном, дайте им возможность поиграть на улице с чашками и кувшином воды. Если они хотят знать, каково это рисовать на стенах, выделите им участок для настенного творчества. Сами при этом не поленитесь создать какой-либо настенный шедевр.

На прогулках не ругайте детей, когда они копаются в земле или песке, рассматривают жуков, собирают листья, камешки и прочие «сокровища». Совместные открытия доставляет наибольшее удовольствие. Как себя вести, если ребенок хочет поделиться с вами своим открытием? Внимание, улыбка и радость, которую вы демонстрируете, обеспечат ребенку мощный стимул для своих исследовательских действий.Любопытство не порок!Когда вы показываете детям, как именно использовать игрушку, они с большей вероятностью будут играть с ней одним способом: способом, который вы продемонстрировали! Но если вы позволите им исследовать игрушку самостоятельно (особенно такую как кубики), они с большей вероятностью найдут новые, творческие способы игры.

На музыкальных занятиях в детском саду я часто использую склонность детей к любопытству. Так в ясельной группе в конце каждого занятия я предлагаю ребятишкам понажимать на кнопки баяна. Восторгу нет предела. Безбрежное поле для детского исследования. Они делают следующие выводы для себя:

  1. За нажатием на кнопку следует звук.
  2. Разные кнопки издают разные звуки.
  3. Если нажать на несколько кнопок, получиться несколько одновременно звучащих звуков.
  4. Звуки бывают грубые(низкие) и тонкие (высокие).

Малыши отличные подражатели. Поэтому, когда любопытство отправляет их на очередное исследование, они используют все имеющиеся у них чувства и каталог своих наблюдений, чтобы попытаться выяснить мир. Подражая взрослым, трехлетний ребенок может вставить вилку в электрическую розетку, подняться слишком высоко по лестнице, ударить себя молотком по пальцам и т.д. Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить безопасную и контролируемую обстановку, чтобы ребенок мог выразить свое любопытство продуктивным и здоровым образом.

 

 

 

 

Ещё по теме

data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="2"

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архив сайта