Мир маленького ребенка полон новых неизвестных предметов и продуктов, новых людей, новых игр, слов для понимания, мест для посещения и концепций, которые нужно освоить.
Маленькие дети естественно любопытны. Они неосознанно стремятся исследовать окружающий мир и выяснять, как все работает. И у родителей есть веские причины, чтобы способствовать этой присущей детям любознательности.Любопытство непосредственно связано с академическими достижениями, и исследования показывают, что «когда люди интересуются чем-то, они обучаются быстрее и лучше». Согласно одному исследованию, дети, родители которых побуждали их задавать вопросы, с большей вероятностью преуспевают в науке. Любопытство также стимулирует творчество, или, как отмечает писательница Элизабет Гилберт, творчество является естественным побочным продуктом «жизни, движимой любопытством».
Вот один простой прием воспитания и развития любопытства детей: обратите внимание на их вопросы.
Первый вопрос годовалых детей обычно звучит так: «Что это?» Они хотят дать определение своему миру — что они видят, слышат, пробуют на вкус, обоняют и чувствуют. Получение ответов на свои вопросы неуклонно стимулирует ребенка к расширению «вопросной деятельности». Их вопросы становятся все более сложными, порою неудобными для взрослых.
Например, как и большинство четырехлетних детей, моя дочь в этом возрасте была очарована вопросом «Почему?». Она повторяла его за день бесчисленное количество раз с разными интонациями. В качестве эксперимента, я записывал каждый из ее вопросов. Вот небольшая выборка:
Почему глазки моргают?
Почему я не могу пить воду и дышать одновременно?
Почему у моржей есть клыки?
Почему собаки лают, а кошки мяукают?
Почему солнце ложится спать позже весной?
И затем есть невысказанные вопросы, которые иногда могут расцениваться нами как неправильное поведение. Нам конечно же известно, что двухлетние ребятишки очень часто спрашивают себя: «Что будет, если…?»
Вот какими вопросами задавалась в двухлетнем возрасте моя дочь:
Что будет, если я уроню это яйцо на пол?
Что будет, если я нажму эту кнопку?
Что произойдет, если я положу папину гитару на башню моего замка?
Что будет, если я спущу зубную щетку мамы в унитаз?
Эти бесконечные и часто нелогичные и неестественные вопросы детей могут бросить вызов нашим знаниям и нашему терпению. Но если мы хотим развить детское любопытство, возможно, лучший ответ, который мы можем дать, это просто сказать: «Хороший вопрос. Давайте разберемся.» И разбираться.
Вот как это может выглядеть:
Вместо того, чтобы подавить любопытство малышей, перенаправьте его, если необходимо: «Если ты не можешь этого сделать, то попробуй сделать это!». Если они хотят знать, что произойдет, когда они перевернут коробку сока вверх дном, дайте им возможность поиграть на улице с чашками и кувшином воды. Если они хотят знать, каково это рисовать на стенах, выделите им участок для настенного творчества. Сами при этом не поленитесь создать какой-либо настенный шедевр.
На прогулках не ругайте детей, когда они копаются в земле или песке, рассматривают жуков, собирают листья, камешки и прочие «сокровища». Совместные открытия доставляет наибольшее удовольствие. Как себя вести, если ребенок хочет поделиться с вами своим открытием? Внимание, улыбка и радость, которую вы демонстрируете, обеспечат ребенку мощный стимул для своих исследовательских действий.Когда вы показываете детям, как именно использовать игрушку, они с большей вероятностью будут играть с ней одним способом: способом, который вы продемонстрировали! Но если вы позволите им исследовать игрушку самостоятельно (особенно такую как кубики), они с большей вероятностью найдут новые, творческие способы игры.
На музыкальных занятиях в детском саду я часто использую склонность детей к любопытству. Так в ясельной группе в конце каждого занятия я предлагаю ребятишкам понажимать на кнопки баяна. Восторгу нет предела. Безбрежное поле для детского исследования. Они делают следующие выводы для себя:
- За нажатием на кнопку следует звук.
- Разные кнопки издают разные звуки.
- Если нажать на несколько кнопок, получиться несколько одновременно звучащих звуков.
- Звуки бывают грубые(низкие) и тонкие (высокие).
Малыши отличные подражатели. Поэтому, когда любопытство отправляет их на очередное исследование, они используют все имеющиеся у них чувства и каталог своих наблюдений, чтобы попытаться выяснить мир. Подражая взрослым, трехлетний ребенок может вставить вилку в электрическую розетку, подняться слишком высоко по лестнице, ударить себя молотком по пальцам и т.д. Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить безопасную и контролируемую обстановку, чтобы ребенок мог выразить свое любопытство продуктивным и здоровым образом.